Поправки в Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" теперь особо оговаривают, что персонал казенных домов вправе применять силу для пресечения неповиновения заключенных. Так что с гражданином начальником лучше не спорить.
При обсуждении документ вызвал широкий резонанс. По мнению правозащитников, первоначальная редакция чуть ли не узаконивала пытки за решеткой. Руководство ФСИН вступило в конструктивный диалог с правозащитниками, чтобы выработать компромиссные решения. В итоге Закон обязывает принять меры, чтобы обеспечить наименьшее причинение вреда заключенным.
Правила обязывают обеспечить немедленную медпомощь пострадавшим и сделать все необходимое, чтобы медики зафиксировали телесные повреждения у заключенных. О каждом случае применения силы надо сообщать прокурору.
Отдельная глава в принятом законе посвящена гарантиям личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В угрожающих ситуациях (прописанных в законе) сотрудник вправе достать огнестрельное оружие. При попытке заключенного приблизиться, сократив указанное гражданином начальником расстояние или вообще прикоснуться к оружию, сотрудник вправе стрелять.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если их применение было признано правомерным. Однако заведомо незаконные приказы и распоряжения о применении физической силы, спецсредств и оружия выполнению не подлежат.
Перечень специальных средств, которые разрешено использовать сотрудникам ФСИН, будет установлен правительством. Закон прописывает и существенные ограничения на применение спецсредств. Бить по бунтующим заключенным водой из водометов нельзя при температуре ниже нуля. Не допускается нанесение ударов спецпалкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Нельзя тыкать электрошокером в область головы, шеи, солнечного сплетения, половых органов, проекции сердца.
Суды активно применяют так называемые альтернативные наказания: ограничение свободы, обязательные работы и т.д. То есть люди отбывают срок дома, выполняя некоторые обязанности. При ограничении свободы человек не должен нарушать установленные запреты. Контролируют таких осужденных уголовно-исполнительные инспекции. Они же надзирают и за помещенными под домашний арест. Закон разрешил сотрудникам инспекции применять силу и спецсредства для собственной защиты от агрессивных поднадзорных.
Теперь в законе прописано, что в период амнистий, когда тюрьмы некоторое время пустуют, их штаты сокращению не подлежат. В течение двух лет весь персонал колонии будет оставаться на своих местах. Но если за это время тюремное население не вырастет вновь, то тюрьма, конечно, может быть закрыта.