Мать четверых детей Белла Драгунская была арестована в Ростове-на-Дону 20 октября 1937 года как "жена изменника Родины" Исаака Драгунского. Его в 1938-м расстреляют. Жена, приговоренная к 8 годам лишения свободы, до 1948 года будет отбывать заключение в АЛЖИРе (Казахстан). Их четверо детей останутся предоставленными сами себе (двое совершеннолетних). Ее реабилитируют в 1954-м, его - в 1956 году "за отсутствием состава преступления".
Летом 1938 года заключенная Драгунская, находясь в поезде, который следовал из Ростова-на-Дону в Акмолинск, смогла невозможное. Не имея бумаги, она на обрывках холщевины - фрагментах своей одежды, написала письма детям.
Вот их сканы и подстрочник (дословно, с соблюдением орфографии).
2/IX
Мои дорогие, любимые сыны Додик, Карлушка! Я здорова и бодра, несмотря на проведенный год, только 27 августа выехали из Ростова, самое ужасное позади, надеюсь работать добросовестно и поскорей освободиться еду я эшалоном в Акмолинск, а там, конечно, дальнейшее указание. Родной мой Додик, 31 августа совершенно неожиданно
Оборот: в Батайске видела Энночку и родную Маечку. оне были 30-го тоже, но мы не виделись, Маинька такая худенькая, так мне за вас всех больно, у меня большая просьба - берегите друг друга, особенно теперь Энночку, ведь она скоро будет матерью. Карлушка мальчик мой любимый, смотри, будь молодцом, учись хорошо, я тебя позову к себе. Передайте привет дедушке и всем целую крепко.
Уумоляю передать - переслать по адресу: Москва Дмитровский пер. д. 4 кв. 7 Д.И. Драгунскому. учитесь хорошо мои любимые дети. Я здорова только
Оборот: 27 августа выехала из Ростова еду эшалоном, узнаю точно напишу. прошу вас берегите себя, Додик Эночка берегите Карлушку и Маиньку прив всем горячо целую мама
Петровка, Дмитровский пер. д. 4 кв. 7 Д.И. Драгунский Мои дорогие, я здорова давно не писала, потому что имею право писать 1 раз в три месяца, не волнуйтесь за меня
Оборот: я все получила, большое спасибо, поздравляю вас дочурки с днем рождения. Пишите обо всем. Карточки внука получила, он прелестный. Привет всем. Крепко всех целую. Мама.
Первые два письма-записки Белла Драгунская сбросила прямо с поезда. На ходу. Иначе она поступить не могла: переписка далеко не всем - отдельным заключенным - разрешалась не сразу. У женщины была лишь одна надежда. Надежда на то, что кто-то подберет рулон-письмо и лично передаст его родным. Ведь отправить его почте - это подписать себе приговор за сомнительные контакты с "врагом народа", и своими руками подставить свою жизнь под угрозу попадания в ГУЛАГ.
Надежда женщины чудом оправдалась. Кто-то все же подобрал рулон и передал его в Москву. Что, несомненно, тихий подвиг по тем временам.
А Белла Драгунская провела в заключении в Карагандинской области в поселке Жарык (Карлаг) весь срок - с 1937 по 1948 год. Она трудилась разнорабочей - пасла коз, сторожила зернохранилище, собирала кизяки - делала все.
Во время Великой Отечественной войны погибли два ее сына - Давид и Карл. Дочери оказались у родных в Москве. После освобождения из лагеря Белла Драгунская не имела права жить в больших городах. Женщина жила в ссылке в городе Малоярославец Калужской области. Ее не брали на работу. Ей не на что было жить. И она обратилась в милицию с просьбой посадить ее снова в тюрьму. Участковый устроил ее на работу в мастерскую, где она пришивала пуговицы.
В 1954 году с нее была снята судимость вместе со всеми ограничениями. Оставшиеся годы жизни Белла Драгунская жила с дочерьми в Москве.