В эти 5 процентов должны входить премия за объем закупки (ретробонус), плата за услуги по продвижению товаров, по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и другие подобные услуги. С началом января истек срок, в течение которого договоры поставки должны были быть перезаключены в соответствии с новыми правилами, введенными поправками в закон о торговле. До этого только ретробонус мог составить до 10 процентов стоимости поставки, другие выплаты поставщиков сетям не ограничивались.
За навязывание услуг по продвижению продовольственных товаров торговым сетям грозит штраф от 2 до 5 миллионов рублей. Кроме того, сокращается максимальная отсрочка оплаты торговыми сетями товара. Ранее, в зависимости от срока годности, она составляла от 10 до 45 рабочих дней с даты фактического получения продукции, теперь ограничения составляют от 8 до 40 дней. Как сообщил "РГ" глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев, уже на 20 декабря 2016 года были приведены в соответствие со вступающим в силу законом 95 процентов договоров поставки, подлежавших перезаключению.
Все эти ограничения направлены на расширение доступа производителей к полкам торговых сетей. Однако жесткие требования федеральных сетей к объемам поставок и срокам годности могут выполнить только крупные производители, в этом смысле закон мало что изменит, но локальным поставщикам в региональные сети будет попасть проще, считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Ретейлеры активно сопротивлялись принятию закона и предупреждали, что это может привести к сокращению ассортимента товаров и падению их качества. Эксперты считают, что на практике торговые сети найдут способы обойти ограничения, например, через скидки поставщикам.
Федеральная антимонопольная служба проведет проверки новых договоров, сообщил "РГ" заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров. "У нас есть протокольное поручение сделать анализ договоров поставки с докладом в правительство до 14 марта, - сказал он. - Мы будем это делать совместно с нашими территориальными управлениями. Проверки будут выборочные, поскольку договоры, как правило, типовые. До проведения этого анализа говорить о каких-то опасениях некорректно, потому что мы исходим из того, что все-таки изначально все закон выполняют. И напомню, мы дали однозначные разъяснения рынку по всем вопросам".
АКОРТ предложила создать мониторинговую группу с участием ассоциаций поставщиков, ФАС и минпромторга. Она должна вести наблюдение за тем, как складываются отношения участников потребрынка, чтобы максимально оперативно готовить поправки в кодекс добросовестной практики взаимоотношений между сетями и поставщиками.