10.01.2017 12:34
    Поделиться

    20 тульских УК получили "красные карточки"

    Жалоб на тульские УК стало меньше
    В Туле составили третий рейтинг управляющих компаний и подвели итоги его эффективности. Оказалось, что такая система оценки коммунальных служб работает и дает неплохие результаты.

    Впервые такой рейтинг был составлен в конце мая. Управляющие компании оценивались по нескольким критериям: задолженность перед ресурсоснабжающими организациями; обоснованные жалобы жителей; штрафы, полученные за нарушение лицензионных требований; своевременность и полнота устранения допущенных нарушений (согласно предписаниям); прозрачность деятельности (обнародование отчетности); возможность получения жителями единого платежного документа; фактический износ (средний возраст) домов, находящихся в управлении. Рейтинг представлен в виде таблицы, в которой все лицензированные управляющие компании разделены на три группы: зеленая (лучшие), желтая (чуть хуже) и красная (худшие).

    Тогда были сомнения, что такое простое деление понудит управленцев от ЖКХ улучшить свою работу. Однако время показало, что не все хотят получать "красные карточки". Это можно продемонстрировать на личном опыте. Когда автор этих строк вместе с соседями обнаружила свою УК в "красном секторе", было решено поменять ее. Однако жильцы поддались на уговоры - подождать до конца года. И - удивительное дело: если раньше для уборки подъездов приходилось нанимать работника (иначе чистоты на лестницах было не добиться), то теперь оказалось, что УК вполне сама способна решить этот вопрос. В снегопады прошлой зимой двор чистили сами жильцы, а теперь дворник появляется регулярно. Коммунальщики сменили перегоревшие лампочки на лестницах, чего ни разу не было, кажется, за все время существования дома. Теперь УК в "желтом секторе", но жители дома стали требовательнее относиться к коммунальщикам. "Вот станет "зеленой", тогда расслабимся", - заявила одна из активисток.

    Эти улучшения подтверждают и официальные итоги, подведенные госжилинспекцией. По словам начальника ГЖИ Алексея Бирюлина, количество обращений в инспекцию неуклонно растет, вместе с тем появилась положительная динамика по снижению именно жалоб на управляющие компании. В 2015 году поступило 12100, в 2016-м - 10400. Это позволяет говорить, что УК стараются решать вопросы с собственниками напрямую, делает вывод чиновник. Показательный критерий эффективности управляющих компаний - количество расторгнутых договоров управления.

    - Если компания людей не устраивает, они расторгнут с ней договор и выберут новую. За прошедшие три месяца с момента публикации второй версии рейтинга УК жители 69 домов расторгли договоры с компаниями из "красного сектора" и выбрали более эффективные, - подчеркнул начальник инспекции.

    С 2017 года введен еще один критерий оценки - финансовая устойчивость УК

    Однако выяснилось, что рейтинг не отражает реального положения дел относительно текущего ремонта домов. По словам Бирюлина, этот показатель можно признать удовлетворительным только для тех домов, где контроль деятельности компаний осуществляет совет многоквартирного дома. Но на 1 декабря 2016-го в реестре всего пять тысяч созданных советов, а домов в управлении УК более 14 тысяч. К тому же только советы могут защитить интересы жителей дома при перерасчетах за ненадлежащее выполнение работ и услуг. Эти перерасчеты носят заявительный характер, и многие жители от незнания или нежелания связываться просто не подают заявлений. Так что ГЖИ рекомендует управляющим компаниям при ежегодных отчетных собраниях ставить в повестку и вопрос о создании советов МКД.

    Как отметил Алексей Бирюлин, у ряда управляющих компаний улучшилась платежная дисциплина в работе с поставщиками услуг и специализированными организациями: у многих УК платежи стали регулярными, началось погашение задолженностей. Хотя, как выяснилось, далеко не все заключили договоры на обслуживание лифтов и газового оборудования. Губернатор Алексей Дюмин поручил инспекции мониторить ситуацию и контролировать, чтобы документы оформлялись своевременно. К тому же некоторые управляющие компании продолжают накапливать задолженность. Решением этого вопроса региональное правительство занимается совместно с правоохранительными органами.

    Правоохранители и сегодня начеку. По словам прокурора Тульской области Александра Козлова, за 11 месяцев прошлого года в жилищно-коммунальной сфере выявлено около восьми тысяч нарушений. Прокуроры внесли 1300 представлений, более тысячи исков направлено в суд, к дисциплинарной ответственности привлечено 852 человека, к административной - 103. По результатам прокурорских проверок возбуждено шесть уголовных дел. В свою очередь, начальник регионального главка полиции Сергей Галкин добавил, что его ведомство возбудило 16 уголовных дел с общим ущербом более 500 миллионов рублей. Условно можно разделить преступления на две категории - когда похищаются средства собственников и когда денежные средства жителей не доходят до поставщиков услуг. Но, по мнению Сергея Галкина, ситуация стала меняться. Снижаются долги перед ресурсоснабжающими организациями и, соответственно, становится меньше преступлений в этой сфере.

    В третий итоговый рейтинг вошло 145 управляющих компаний, в первом было 132. В "зеленой" группе оказалось 45 компаний (было 26), в "желтой" - 80 (было 66), а количество "красных" сократилось в два раза - 20 против 40. По словам Алексея Бирюлина, рейтинг стал действенным инструментом стимулирования и повышения качества работы УК.

    - Он позволил решить основные задачи: максимально объективно оценить работу всех управляющих компаний и сделать эту оценку достоянием широкой общественности. Вывести этот рынок из тени, дать возможность УК взглянуть на себя со стороны, сравнить с конкурентами, улучшить свою работу, помочь самим жителям области как конечным потребителям услуг ЖКХ ориентироваться на этом рынке, - подчеркнул начальник ГЖИ.

    Впрочем, система оценок продолжает уточняться. С 2017 года введен еще один критерий - финансовая устойчивость. Оценка стабильности финансового положения УК позволит, по мнению чиновников, отделить компании с опытом работы и сложившейся хорошей репутацией от фирм-однодневок.
    Еще одна проблема - квалификация работников. По словам Бирюлина, довольно много жалоб на непрофессионализм и низкую культуру общения как рядовых сотрудников, так и руководителей УК.

    - Сейчас такие вопросы приходится решать в "ручном режиме". На федеральном уровне активно обсуждается тема введения в качестве лицензионных требований именно требований к квалификации работников. После их утверждения эффективность работы УК очевидно повысится, - считает начальник ГЖИ.

    Поделиться