В плане величины страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов (АСВ) перед вкладчиками год вообще был рекордным.
Дыра в балансе - это разница между величиной активов, заявленных бывшим руководством в официальной отчетности (750 миллиардов рублей), и установленной по итогам обследования временными администрациями (190 миллиардов рублей).
Из этих средств сотни миллиардов были фактически просто украдены банкирами. Обычно это делается через выдачу фиктивных кредитов специально созданным компаниям-пустышкам или покупку неликвидных ценных бумаг, которые на самом деле ничего не стоят.
Обязательства банков-банкротов, напротив, по итогам обследования временными администрациями оказались на 30 миллиардов рублей выше официально заявленных 800 миллиардов рублей. Существенная недостоверность отчетности, кстати, стала для пяти банков одним из оснований для отзыва у них лицензии. В 35 случаях решение о крайней мере было принято ЦБ из-за нарушений банками закона о противодействии отмыванию средств. Но вероятно, что полукриминальные причины лежали в основе отзыва лицензии у большего количества банков.
Общая величина страховой ответственности АСВ перед вкладчиками банков, у которых была отозвана лицензия в 2016 году, превысила 500 миллиардов рублей. В этой цифре учтены забалансовые вклады, которые банки не отражали в своих обязательствах. Предыдущий максимум был достигнут годом ранее, когда вкладчики получили страховое возмещение на 370 миллиардов рублей.
Взносов банков на выплаты уже давно не хватает, они финансируются преимущественно за счет кредитов Банка России, который, впрочем, в этом смысле ничем не ограничен.
В ЦБ говорят, что в деле оздоровления банковской системы больше половины пути уже пройдено, но непонятно, означает ли это, что в 2017 году кампания по отзыву лицензий примет более скромные размеры, чем в рекордном 2016 году.
В течение этого года банковский сектор уверенно демонстрировал признаки стабилизации. Объемы месячной прибыли (до уплаты налогов) банков достигли максимума с начала 2008 года (126 миллиардов рублей в июне), а в целом по итогам 2016 года прибыль банковской системы вышла на докризисный уровень, составив около триллиона рублей. Несмотря на это, в системе сохраняются структурные проблемы, считает заместитель начальника Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при правительстве РФ Даниил Наметкин. Об этом свидетельствует и динамика отзыва лицензий банков, которая по итогам 2016 года превысила результаты 2014 года (86 банков) и 2015 года (93 банка). Более того, было зафиксировано значительное ухудшение ситуации среди крупных банков, входящих в топ-150 по активам: из них лишились лицензий только 7 кредитных организаций, но зато их размер заметно возрос. Общий объем страховых выплат Агентства по страхованию вкладов по Внешпромбанку, Интеркоммерцу, БФГ-Кредиту, Финпромбанку, Росинтербанку, Военно-промышленному банку и Айманибанку составил 237 миллиардов рублей, что на 40 процентов выше страховых выплат по 9 банкам из топ-150, чьи лицензии были отозваны в 2015 году.
"Опасения вызывает тот факт, что текущие проблемы было невозможно предусмотреть по результатам стресс-тестов, которые Банк России провел в начале 2016 года с целью проверки устойчивости банковского сектора, - говорит Даниил Наметкин. - Они показали, что с дефицитом капитала, возникающим в связи с нарушением хотя бы одного норматива достаточности, могут столкнуться лишь 63 банка. Даже несмотря на значительно лучшие макроусловия в сравнении со стрессовым сценарием Банка России, суммарные потери оказались значительно хуже".
Масштабные чистки банковского сектора последних лет приводят к нарастающей тенденции перетока клиентов из небольших банков в системообразующие кредитные организации. Особенно актуально это становится для юридических лиц, которые могут потерять практически все свои средства при отзыве лицензий. Это в свою очередь создает дополнительное давление на небольшие банки, делая их мишенью для новых "репрессий" регулятора, отмечает эксперт.
Банк России готовится ввести пропорциональное регулирование для банков, новые подходы к санации и перестраивает надзор, стремясь выявлять проблемы на ранней стадии.
Однако все это заработает уже после 2017 года, а в этом году, похоже, ряды банков покинет еще сотня участников.