10.01.2017 10:50
    Поделиться

    Разработана формула инвестиционного успеха регионов ЦФО

    Новый руководитель представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ) по продвижению проектов в Центральном федеральном округе Дмитрий Абрамов в своем первом интервью в этом качестве рассказал о причинах существенных различий в инвестиционном климате Центральной России и работе, призванной сгладить этот дисбаланс.

    Зачем Агентству стратегических инициатив нужен представитель в Центральном федеральном округе?

    Дмитрий Абрамов: Представительство АСИ в округе существует уже три года, и я не первый, кто занял эту должность. Связано ее появление с тем, что перечень задач АСИ в последние годы серьезно расширился. Все начиналось с проектов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и создание комфортных условий для ведения бизнеса в Российской Федерации в целом, а сейчас в повестке дня агентства огромное количество инициатив, охватывающих практически все аспекты жизни людей - медицину, образование, научно-технические разработки, нововведения в работе с бизнесом. Расширение повестки, с одной стороны, приводит к необходимости контроля за ходом реализации проектов и их внедрением в регионах, с другой стороны, нужно вести поиск новых инициатив, перспективных, новаторских идей и проектов, которые впоследствии можно внедрять на других территориях. Следствием стало появление нового института - представителей АСИ в федеральных округах.

    Анализируя национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Центральной России, поражаешься, насколько разный деловой климат установился на ее весьма компактной территории. Восемь областей входят в лучшую "двадцатку", при этом есть регион, практически замыкающий рейтинг. Почему, по-вашему, на небольшом пространстве сложилась столь пестрая картина?

    Дмитрий Абрамов: Скорее всего, существует несколько причин такой ситуации, но ключевая из них, по моему мнению, - отношение руководства региона, заинтересованность губернатора в той или иной работе. Социально-экономическое развитие региона зависит сразу от нескольких уровней власти - федерального, регионального, муниципального. Объединить чиновников в команду единомышленников - задача руководителя региона. И нынешний уровень развития регионов Центральной России является следствием того, каких успехов добились эти команды в улучшении инвестиционного климата. Если говорить о рейтинге этого самого климата, нужно делать поправку на то, что старт у всех регионов был разным.

    Бизнес и власть не должны обитать на противоположных берегах реки, а плыть в одной лодке к одной цели

    Как вы считаете, чиновники, которые по долгу службы принимают решения, важные для предпринимательского сообщества, призванные способствовать развитию экономики, должны сами разбираться в бизнесе? Порой кажется, что региональный закон разработан и принят, а о последствиях его вступления в силу никто не задумывается…

    Дмитрий Абрамов: Чиновник в любом случае должен быть клиентоориентированным. На мой взгляд, бизнес и власть не должны обитать на противоположных берегах реки, они должны плыть в одной лодке к одной цели, поскольку и у одних, и у вторых цель, действительно, одна - получение доходов. Про бизнес, я думаю, все и так понятно, а что касается чиновников, то их цель - получение дополнительных доходов в консолидированный региональный бюджет. По сути - одно и то же, более того, прибыль, полученная бизнесом, непосредственно влияет на поступление доходов в казну. Мне кажется, для работы чиновника не так уж важно, есть у него опыт работы в бизнесе или он чистый администратор. Сейчас подготовка по специальности "государственное управление" включает в себя подходы, которые присущи бизнесу.

    В 2017 году руководству всех регионов вместе с деловым сообществом предстоит довести показатели, характеризующие инвестиционный климат, до базового уровня, смягчив те различия, которые существуют в настоящее время. С какими трудностями, по-вашему, столкнутся регионы Центральной России?

    Дмитрий Абрамов: Агентство стратегических инициатив разработало 12 базовых моделей, состоящих из целевых показателей, которые к концу 2017 года каждый регион должен достичь, а лучше - превзойти. Для отдельно взятого субъекта существует собственный профиль на основании реальных показателей сегодняшнего дня. Создавался он путем опроса представителей бизнеса в конкретном регионе, которые в определенный промежуток времени обращались в органы власти за определенными документами, разрешениями и так далее. Как и инвестиционный климат на различных территориях, профили регионов отличаются друг от друга, и задача 2017 года - достичь базовых показателей на территории всей страны, тем самым сгладив различия между субъектами Федерации в плане условий для работы инвестора. Несмотря на то что целый ряд регионов ЦФО занимает передовые позиции в рейтинге инвестклимата, недоработки есть у всех, просто где-то их меньше.

    К продуктам деятельности АСИ - региональному инвестиционному стандарту, Национальной предпринимательской инициативе, рейтингу инвестклимата - в некоторых регионах, по моим наблюдениям, отнеслись без энтузиазма. Чиновники сидели себе, трудились по привычным стандартам, и вдруг возникли какие-то новые слова, понятия, задачи, потребовались какие-то новые структуры, пришлось делиться собственными полномочиями… Вообще, по-хорошему, нужно, чтобы решением всех этих новых задач занимались новые люди. Где их брать? Вы вот откуда?

    Дмитрий Абрамов: Люди есть, но для того, чтобы их найти, нужны, конечно, определенные старания и навыки. Все люди, как мне кажется, в здоровой степени эгоисты, все думают о себе, о своем развитии, при этом кто-то виртуозно зарабатывает деньги, а кто-то - прекрасный коммуникатор, проводник каких-то идей, имеющих общественное значение. Я с бизнесом дела практически не имел, а большая часть моего трудового стажа связана с работой в сфере повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов. Я участвовал в создании институтов развития, работал в них, занимался разработкой политики индивидуального подхода к инвестпроектам, внедрением инвестиционного стандарта и так далее. Мне кажется, очень важно встретить людей, способных вдохновить и вовлечь в работу, мимо которой ты, сам по себе, вполне мог бы и пройти. В моей жизни такие гуру-наставники были. И сейчас у меня начался новый этап жизни: если раньше я участвовал в этой работе со стороны органов государственной власти и практически ежедневно взаимодействовал с сотрудниками АСИ, то теперь я оказался внутри команды АСИ, при этом мне поручено быть представителем агентства в самом крупном и многонаселенном федеральном округе.

    Если в декабре выяснится, что в ряде регионов Центральной России не сумели достичь базовых показателей, кто будет в этом виноват - вы или соответствующие губернаторы?

    Дмитрий Абрамов: Уверен, что с поставленными задачами все регионы ЦФО справятся.

    Справка "РГ"

    На протяжении четырех лет Дмитрий Абрамов работал заместителем министра - начальником управления инвестиций министерства экономического развития Калужской области, потом - директором департамента приоритетных проектов развития Севастополя и генеральным директором Корпорации развития Республики Крым. На посту руководителя представительства Агентства стратегических инициатив в ЦФО Дмитрий Абрамов отвечает за реализацию проектов и инициатив в регионах Центральной России, координацию деятельности общественных представителей, взаимодействие с региональными органами власти и партнерами АСИ. В обязанности руководителя представительства также входит консультативная и методологическая помощь лидерам проектов, которые могут быть поддержаны АСИ.

    Поделиться