В Самаре изготовят инновационную систему виброизоляции для тепловозов

Ученые Самарского университета изготовят систему виброизоляции для высокооборотных дизельных двигателей перспективных моделей тепловозов, сообщила сегодня пресс-служба вуза.

Виброизолирующие устройства сделают из металлической резины. Этот материал разработан самарскими учеными и производится в университетских лабораториях. Металлическая резина способна противостоять высоким и низким температурам, агрессивным средам. Секрет уникального материала - в особой технологии плетения и прессования спиральных металлических нитей разного диаметра.

"Резиновые виброизоляторы дешевые, но непрактичные при эксплуатации в сложных климатических условиях. Под воздействием температур резина теряет свои свойства и выходит из строя, - пояснил замглавного конструктора научно-исследовательской лаборатории Самарского университета Данила Давыдов. - Тросовые виброизоляторы имеют низкий ресурс: нити быстро перетираются, из-за крупных габаритов они не везде могут быть установлены".

Изделия же из металлической резины спокойно выдерживают температуры до 400 °С, а также более долговечны. Более того, при разрушении прессованных нитей спирали внутри виброизолятора его глушащие свойства усиливаются. Изготовленные из металлической резины самарские "глушители" с успехом используются в производстве отечественной космической техники.

Разработанные самарскими учеными "глушители" минимизируют воздействие шума и вибрации на раму тепловоза и кабину машинистов. Первая партия инновационной продукции будет поставлена заказчику уже в январе 2017 года.

Справка "РГ"

Основы научно-практической школы динамики и виброакустики машин заложены в Самаре (Куйбышеве) более полувека назад. Из недавних достижений - самарские ученые в кооперации с РКК "Энергия" и Институтом медико-биологических проблем РАН разработали новую беговую дорожку для международной космической станции. Оснащение тренажерного комплекса БД-2 инновационной системой виброизоляции позволило устранить опасные низкочастотные колебания конструкций МКС и заменить беговую дорожку американского производства. С 2013 года тренажерный комплекс БД-2 штатно введен в эксплуатацию и проходит летные испытания на борту станции.