- Зачем покупать то, что тебе потребуется раз в полгода и на непродолжительное время? - говорит заместитель директора Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Валерий Гордин. - Например, электродрель, весы для младенца или, к примеру, костыли. Гораздо разумнее такие вещи брать напрокат: попользовался, сколько надо, и верни.
Аналитики утверждают, что концепция экономики совместного потребления (ЭСП) родилась в середине 2000-х в Америке, с появлением хорошо известных компаний типа Uber и Airbnb, которые сегодня уже превратились в гигантские корпорации. Например, капитализация Uber-такси в прошлом году составила 51 миллиард долларов, что почти на семь миллиардов превысило капитализацию "Газпрома".
Идея ЭСП не нова и "витала в воздухе" давно и в различных формах. По факту ЭСП берет начало в более общей циркулярной экономике, подразумевающей ответственное потребление и деятельность, направленную на энергосбережение, чистое производство. В этом году, кстати, ее сторонники праздновали небольшую, но значительную победу: по информации, представленной в отчете Всемирного экономического форума, уже в 30 странах мира возобновляемая энергия стала дешевле нефти и газа. В ближайшие годы прогнозируется уравнивание стоимости возобновляемой энергии со стоимостью нефти и газа более чем в 80 процентах стран мира.
Что касается ЭСП, то она тоже "ближе" к реальным экономическим процессам, чем можно подумать. Раздельный сбор и переработка мусора, секонд-хэнд, буккроссинг, краудфандинг, стриминговые сервисы - все эти понятия в отдельности уже хорошо известны, но все вместе они укладываются в понятие ЭСП.
В целом профессор Гордин считает, что у sharing economy в нашей стране большое будущее. И вот примеры. Один из самых успешных международных проектов - сайт AirBnb, благодаря которому можно сдать-снять жилье на короткий срок, не выселяя владельца. В Петербурге его недавние обитатели успешно пользуются этим сервисом при сдаче комнат в найм. Один из местных пользователей Airbnb делится своим опытом в соцсетях:
- В начале лета сняли с подругой двухкомнатную квартиру в Питере за 35 тысяч. Мебель и ремонт далеко не новые, но не бабушкин вариант, все чисто и аккуратно. Сдаем одну комнату посуточно через Airbnb. 1500 в сутки. Из-за низкой цены и удачного расположения летом почти каждый день был забронирован. С учетом комиссионных сборов в июле airbnb перевел нам на карту 38978 рублей. Таким образом мы живем в квартире в центре Питера, абсолютно бесплатно, да еще и бок о бок с интересными туристами, увлекательными, интеллигентными ребятами со всего мира!
В сети нам удалось найти 35 петербургских компаний, предлагающих в аренду детские товары, а также семь, предлагающих "совместное пользование" медицинским оборудованием: инвалидным креслом, "ходунками" для постинсультных больных... Прокат этих предметов обходится от 50 до 150 рублей в сутки. А вот, к примеру, специализированная кровать для лежачих больных - от 3000 до 4000 рублей в месяц. 29 фирм сегодня готовы предоставить вам в аренду электродрели, перфораторы и другой строительный инструмент.
- Эти сервисы будут все активнее развиваться и в России, и у нас на Северо-Западе, - уверяет профессор Гордин. - В сущности, модная зарубежная тенденция - это просто хорошо забытый советский опыт. Вспомните наши дома-коммуны, которые строились с расчетом на коллективный быт.
Варианты аренды в сегодняшнем мире резко возрастают. Арендуют все: от бриллиантов и смокингов до свободного времени (на этом, например, устроены тайм-шеры - покупка мест в престижных местах отдыха). Таким образом, подчеркивает профессор Гордин, люди удовлетворяют свою страсть к обладанию символами. Ведь на этом - на владении символами - основана вся наша современная экономика.
- Владеть символами (платьем от модного дизайнера, проживанием в отпуске вблизи виллы какой-нибудь звезды и прочее) - вещь чрезвычайно расходная, - говорит Гордин. - Символы должны регулярно и часто обновляться. Чтобы обрести новые, следует избавиться от старых. И в этом - тоже причина растущей популярности экономики совместного пользования.
Сервисы, в основе которых лежит принцип аренды, делятся на три категории. Есть прокат вещей, где их владелец выступает предпринимателем, зарабатывая на аренде деньги. Есть сервисы, где люди обмениваются удобствами, платя деньги лишь сайтам-посредникам. А есть сервисы, где взаимный обмен происходит напрямую, без посредничества.
Однако стоит понимать, что принципы ЭСП объединяют в себе как материальные, так и нематериальные активы. В качестве последних может выступать, например, свободное время, которое может также стать товаром.
Используя эту валюту, можно посидеть с тяжелобольным, отвезти ребенка на занятия в студию, покараулить в квартире приход слесаря-ремонтника. Вкладывая свои "часы помощи" в "банк времени", вы можете при необходимости взять себе свободное время в нужный период. На подобных принципах работает сервис YouDo. Сервис был запущен в Москве в 2012 году, в Петербурге - на год позже. С тех пор им воспользовались примерно 500 тысяч человек.
Считается, что экономический кризис способствует развитию ЭСП. Однако можно надеяться, что эти принципы будут работать и в "жирные годы".
Так, в сети благотворительных магазинов "Спасибо!", существующей более шести лет, работа выстроена следующим образом: горожане отдают ненужные вещи, 90 процентов которых распределяются по благотворительным организациям профиля и раздаются нуждающимся, а 10 процентов вещей отправляются в магазины "Спасибо!", где продаются. Оставшаяся после покрытия всех статей расходов прибыль перечисляется на благотворительность. Непригодная к использованию одежда идет на переработку.
Впрочем, не все исследователи склонны разделить этот оптимизм. По мнению старшего научного сотрудника Социологического института РАН Марии Мацкевич, перспективы развития sharing economy для нас проблематичны.
- Для развития сервисов, основанных на прямых коммуникациях между людьми, необходимо, чтобы они доверяли друг другу, - говорит она. - А у нас, к сожалению, очень низкий уровень доверия. Есть четкая корреляция с экономической ситуацией: чем хуже дела в экономике, тем более недоверчивыми мы становимся. Согласно опросам, более 70 процентов россиян считают, что люди в основном не доверяют друг другу. При этом они уверены, что недоверчивые более успешны.
Однако, как утверждают представители сервиса BlaBlaCar, который за год работы в России набрал миллион пользователей, "суть каучсерфинга не в экономии (хотя это немаловажный фактор), а в сближении людей, культур и народов".
Поэтому хочется верить, что вопрос разрушения недоверия между людьми - это вопрос времени.