11.01.2017 21:11
    Поделиться

    13 января в Москве простятся с экологом Алексеем Яблоковым

    У многих, кто связан с экологическим движением, в том числе у давно не "зеленых" по возрасту граждан - большая личная потеря. Десятого января не стало Алексея Владимировича Яблокова, который был - в одном лице - заводилой, аналитиком, колючим собеседником, для кого-то - раздражителем, а по большому счету - лидером, объединяющей фигурой для всего разношерстного экосообщества нашей страны.

    Он знал поставленный врачами диагноз и понимал, находясь в ЦКБ, что скоро уйдет. Но чем меньше оставалось, тем лаконичнее и тверже становились его суждения и диалог с коллегами. На компромиссы с совестью не пошел и знамени зеленого в своей душе не спустил до последнего часа.

    "Трепаться по телефону уже нет возможности, ты выбери время и приезжай: чайку попьем и ситуацию обсудим" - это последнее, что услышал от Алексея Яблокова его давний товарищ и коллега по Центру экологической политики России Валерий Меньщиков.
    - Эпидемия гриппа, гулявшая по Москве, завернула тогда и в нашу семью, - поделился печалью Валерий Федорович. - От визита, по понятным причинам, на какое-то время пришлось воздержаться. Думал: при первой же возможности. А теперь - увы...

    Весной прошлого года, в 30-ю годовщину Чернобыля, Алексей Яблоков представил свою главную работу последних лет - анализ долгосрочных последствий аварии на ЧАЭС для природы и человека. А в канун нынешнего, 2017-го, объявленного у нас Годом экологии, выпустил совместное с Григорием Явлинским заявление о первоочередных задачах и принципах природоохранной деятельности в России. Главный посыл обществу и власти - декларации и намерения должны подтверждаться каждодневной практической работой по защите природы, сохранению биоразнообразия, созданию экологически чистых и безотходных технологий.

    А еще раньше, как член-корреспондент Российской академии наук, он недвусмысленно и прямо высказался против того, чтобы чиновники разного рода всеми правдами и неправдами проникали в РАН. Если полностью отдаваться науке, нельзя сидеть на двух стульях сразу, заявил биолог с 60-летним стажем. Еще более возмутительно, когда для избрания в академики и членкоры используют служебное положение и связи. Тем самым Алексей Яблоков выразил солидарность с принципиальной позицией, которую занял в этом вопросе президент России Владимир Путин.

    Специальный представитель главы государства по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов направил телеграмму соболезнования родным и близким Яблокова, в которой отмечена его роль как ученого с мировым именем и яркого общественного деятеля.

    Он был заводилой, аналитиком, для кого-то - раздражителем, а по большому счету - фигурой объединяющей

    "Благодаря его невероятной энергии и преданности своему делу, - говорится в послании, - природоохранное движение в России вышло на новый уровень развития. Его научные труды, известные далеко за пределами нашей Родины, внесли значительный вклад в развитие биологии и экологии".

    По словам Сергея Иванова, поколение экологов, сформированное в России при активнейшем участии Алексея Яблокова, продолжит отстаивать его принципы, "стремясь привить человечеству заботу о природе". А память о нем самом "навсегда останется в сердцах многочисленных друзей, коллег и всех, кто ценил его жизненное кредо".

    На смерть Алексея Яблокова идут отклики из самых дальних мест России. Он не делил людей и их насущные заботы на провинцию и столицу, на мегаполисы и сельскую глубинку. Сам лично, пока позволяли силы, вел переписку с удаленными группами экологических активистов, с живым интересом следил за их работой, помогал в сложных и не бросал в критических ситуациях. Два года назад он взял на себя ответственность собрать и обнародовать имена российских экологов, которые за свою природоохранную деятельность подверглись административным репрессиям, криминальным расправам и физическим посягательствам на жизнь и здоровье.

    На моей памяти есть и другой, в чем-то схожий по сути шаг, на который решился Алексей Яблоков, находясь в официальной должности советника президента России Бориса Ельцина по вопросам экологии. В 1992-1993 годах, когда окна его служебного кабинета выходили на Ивановскую площадь Кремля, в этом самом кабинете готовили Белую книгу-доклад о фактах негласного затопления в морях радиоактивных отходов - с объектов советского ВМФ и предприятий минсудпрома. И в Кремль, исключительно по инициативе Алексея Владимировича Яблокова, открыто приглашали экологов-активистов, чтобы они в качестве экспертов могли рецензировать исходные материалы доклада и указывать на те эпизоды и события, которые в ведомствах до последнего утаивали.
    Рискуя своим положением, Яблоков нашел на чиновников управу, и раз за разом, словно клещами, вытаскивал на свет всю требуемую информацию, чтобы затем, в обобщенном виде, представить главе государства…

    Прощание с Алексеем Владимировичем Яблоковым состоится в зале президиума РАН (Ленинский проспект, 32) в пятницу, 13 января. Начало в 12 часов.

    Память

    На этом фото, которое Алексей Яблоков бережно хранил, он с Андреем Дмитриевичем Сахаровым в дни работы последнего Съезда народных депутатов СССР. Их и тогда очень многое объединяло. А теперь два праведника объединились в нашей памяти навечно.
    "Мне кажется, он действовал по принципу: я делаю важное дело и буду его делать, чего бы это мне ни стоило, - сказал один про другого, который ушел раньше. - Такое состояние у обычных людей бывает в критические минуты: ты встаешь, когда все сидят, или сидишь, когда все встают - в общем, идешь против толпы. После чего наступает жесткая психологическая разрядка. А у А.Д. это было постоянным состоянием, существом его бытия. Не смущаться, когда на тебя кричат, пугают или обвиняют во всех смертных грехах. Он не боялся злой воли, от кого бы она ни исходила…". Сказанное Алексеем Яблоковым в годовщину смерти академика Сахарова сегодня с полным правом можно отнести к нему самому.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться