Сейчас готовится законопроект, наделяющий правительство России полномочиями по установлению требований к порядку работы в нашей стране адвокатов иностранных государств. Следующий шаг: будет принято постановление, подробно регламентирующее правила для заграничных защитников.
Мало кто знает, что иностранные адвокаты уже работают у нас. Всего в минюсте зарегистрировано 125 заграничных защитников. Есть спецы из США, Великобритании, Германии, Франции, Японии. Немало защитников представляют страны ближнего зарубежья, что не удивительно. Раз они к нам приехали, значит у них есть здесь какие-то дела. Но детальных правил и требований, регламентирующих работу иностранных адвокатов, пока нет.
"Существующее в настоящее время законодательное регулирование в этом вопросе весьма лаконично, - сказал "РГ" исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов России Андрей Сучков. - Зарубежные адвокаты должны быть зарегистрированы в специальном реестре минюста, они могут оказывать юридическую помощь на территории России лишь по вопросам права данного иностранного государства, и им запрещено вести дела, связанные с государственной тайной".
Однако, по его словам, вопросы адвокатской деятельности гораздо обширнее, и изложенные нормы не охватывают всего многообразия этой работы. Поэтому в экспертном сообществе назвали готовящийся законопроект вполне ожидаемым.
Ответственным за подготовку проекта назначен минюст.
К работе будут привлечены и другие заинтересованные ведомства. Конечно, в целом125 зарегистрированных иностранных адвокатов - это ничтожно малая величина, если сравнивать с численностью всех российских адвокатов. Получатся какие-то десятые доли процента.
"Однако полагаю, что действительное количество зарубежных адвокатов, которые практикуют в России, может оказаться в десятки или даже в сотни раз больше, - говорит Андрей Сучков. - Ведь достаточно не обозначать себя адвокатом, а просто иностранным юристом, и необходимость в регистрации, а следовательно и в соблюдении установленных для адвокатов правил юридической практики на территории нашей страны отпадает".
Каких-либо ограничений или специальных условий регулирования, схожих с теми, что применяются к российским адвокатам, для зарубежных юридических фирм в России не существует, рассказывают юристы. Например, просто юристам не надо сдавать адвокатский экзамен, чтобы подтвердить свои знания, и в обязательном порядке ежегодно повышать свою квалификацию. Если иностранного адвоката нельзя пригласить, скажем, для защиты в обычном уголовном деле, то юрист из иностранной фирмы теоретически может подключиться и к такому процессу.
Эксперты напоминают, что при вступлении в ВТО Россия приняла на себя расширенные обязательства по допуску иностранных лиц из других государств - членов ВТО в различные сектора российской экономики, включая сферу юридических услуг. При этом иностранные лица получили право оказывать юридические услуги, за исключением нотариальных услуг, по вопросам международного публичного, международного частного права, а также по вопросам права государства, в юрисдикции которого персонал поставщика услуг получил квалификацию. Иными словами, когда какая-то проблема должна решаться в рамках исключительно российского законодательства, то и решаться она должна с помощью российских юристов. Подобный порядок, кстати, существует во всем мире. И он логичен. Приезжие юристы вступают в работу в тех делах, где так или иначе затрагиваются законы других государств. Например, человек хочет обжаловать отказ в получении визы. В таком вопросе вполне естественно нанять адвоката из той страны, чье посольство сказало "нет".
Кстати, в Госдуме сейчас рассматривается законопроект, запрещающий сотрудникам иностранных юридических фирм вообще участвовать в процессах в российских судах. Но, как полагают некоторые эксперты, это не выход. Например, Федеральная палата адвокатов не согласна с таким предложением. По словам ее представителей, сейчас важнее в целом принять меры по совершенствованию системы юридических услуг. Сейчас в минюсте разрабатывается концепция регулирования рынка квалифицированной юридической помощи.