Новости

11.01.2017 14:00
Рубрика: Культура

Деревенский кутюрье

"СОЮЗ" побывал в деревне Судилы на Гомельщине в гостях у уникального коллекционера
Публика, собравшаяся в тот день в зале Московской консерватории, аплодировала ему стоя. Колоритный сельчанин Александр Галковский из деревни Судилы Климовичского района Гомельщины на сцену вышел в белой рубахе с орнаментом, соломенной шляпе, ручной работы лаптях. Покорил, конечно, не только внешним видом.
Предметы старины из коллекции Александра Галковского не раз экспонировались на выставках в Климовичах, Могилеве, Минске, Москве. Фото: Климовичский районный Краеведческий музей Предметы старины из коллекции Александра Галковского не раз экспонировались на выставках в Климовичах, Могилеве, Минске, Москве. Фото: Климовичский районный Краеведческий музей
Предметы старины из коллекции Александра Галковского не раз экспонировались на выставках в Климовичах, Могилеве, Минске, Москве. Фото: Климовичский районный Краеведческий музей

На Международном симпозиуме "Музыкальная карта мира", куда слетелись исследователи и носители традиций из разных уголков мира, краевед, коллекционер и ремесленник из Беларуси, исполнил древнюю легенду о Змее Нупрее. Вот уже много лет он собирает былины, предания, поверья белорусско-русского пограничья. А еще Галковского называют деревенским кутюрье. Освоив старинные прялку и ткацкий станок, он сам создает наряды, которые были популярны в XVIII-XIX веках.

В Москву на международный симпозиум Галковского пригласила научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Елена Боганева. Александр Николаевич вспоминает:

- Мы познакомились года три назад. Сотрудники НАН Беларуси были в нашем районе в экспедиции.

Во время исследования белорусско-русского пограничья, проводимого совместно с Институтом славяноведения Российской академии наук, заглянули ко мне. Разговорились, сдружились.

Колоритный сельчанин, коллекционер легенд, традиций, обрядов и раритетных вещей так впечатлил ученых, что, когда пришло время ехать на симпозиум, именно ему предложили в Москве "отчитаться" за всю Беларусь. И он с радостью согласился. Ведь ему действительно есть о чем рассказать. От предков, с давних времен у Галковского - не только поверья. В его деревенском доме даже шкаф сохранился от прапрабабки. И целый сундук старинной одежды конца XVIII - начала XIX века. Вся - ручной работы. Хозяин объясняет, как "читать" узоры на вещах:

- Вот этот орнамент, например, означает "не трогай меня", а этот - "к замужеству готова".

Даже у фартуков из коллекции сельчанина свои "имена". У молодой мамы, родившей первенца, и у пожилой сельчанки они разные, с определенным орнаментом. Аутентичную "говорящую" одежду Галковский покупал не только в Беларуси, но и в России.

Свои "экспонаты" от людей хозяин не прячет. Предметы старины из его домашней коллекции не раз экспонировались на выставках в Климовичах, Могилеве, Минске, Москве. Несколько лет назад возил в Белокаменную свои домотканые пояса. Александр Николаевич сам воссоздал старинную климовичскую методику плетения поясов, обучил этому всю семью.

Александр Галковский не только сам воссоздал старинную климовичскую методику плетения поясов, но и обучил этому всю свою большую семью

- По цвету пояса раньше определяли статус его владельца, чем он занимается, сколько у него детей, - рассказывает мастер. - "Читали" и для чего пояс предназначен. К примеру, вытканные красными и белыми нитками, дарились на свадьбу. Пояса вообще были на все случаи жизни: повивальный, родильный...

Прясть домотканые пояса умеет и дочь Галковского Дарья. Теперь эту науку осваивает уже ее дочь Настя - третьеклассница. Дарья Александровна, работающая директором Климовичского краеведческого музея, улыбается:

- В школе даже педагоги удивляются, дескать, ваш ребенок об этих поясах знает больше нас. Кстати, в нашей стороне ткать свадебные пояса будущая невеста начинала задолго до обручения. Потому как должна была их изготовить около сотни, чтобы одарить всю родню со стороны жениха.

Традиции берегут и сыновья Галковских. Младший - Александр - научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Академии наук. Старший - резчик по дереву. Все трое помогали отцу в сборе раритетов для домашней коллекции. А она у них богатая. Когда Дарья пришла работать в районный музей, в нем предметов ткачества было около 200. А в их личной "экспозиции" - почти на полсотни больше.

Вообще дом Галковского в Судилах, где Александр Николаевич еще и староста, напоминает музей. Тут помимо старинной одежды и гончарные изделия. Керамику в семье собирают уже более 20 лет, есть и посуда, которой более полувека. Галковский также известный в округе шаповал. Держит свою отару овец, из овчины делает не только валенки, но и теплые одеяла, свитера. И как только все успевает? Ведь у семьи большое хозяйство - коровы, свиньи, куры... А еще пасека. Тоже старинная. Несколько пчелиных домиков достались Галковскому по наследству еще от прадеда. Один из них изготовлен в 1915 году!

Александр Николаевич известный знаток фольклора. С 90-х годов собирает и записывает старинные народные песни. Послушать их уже много лет в Судилы приезжает из Санкт-Петербурга Игорь Тесев. Дочь Галковского Дарья с улыбкой рассказывает:

- Тесев в консерватории много лет работал, сейчас на пенсии, и для души собирает аутентичные песни. Живет у нас каждое лето с неделю. Пока отец занимается домашними делами, гость за ним с видеокамерой бегает...

Сельчан Галковских из белорусской глубинки с Россией связывают и фамильные узы. В Москве много лет жил и работал заслуженный артист Беларуси Петр Филиппов - родственник Галковских родом из Климовичского района. Дарья рассказала семейную историю:

- Филиппов - фамилия выдуманная. Прабабка Петра Павловича, служившая экономкой у помещика, была Галковской. Сына своего она нарекла Филиппом. А уже его внук захотел это имя превратить в фамилию... Он не раз приезжал в Климовичский район с супругой, актрисой Людмилой Строжевой. А мы ездили к ним в Москву в гости. Там, кстати, я познакомилась с их внучкой - ныне популярной актрисой Марией Порошиной.

Несколько лет назад на окраине села, где так бережно относятся к памяти, поставили обелиск солдатам, не вернувшимся с войны. Идея и воплощение - Галковского. Чтобы поставить памятник белорусам и россиянам, освобождавшим Климовичский район в составе Брянского фронта, Александр Николаевич продал корову. На такое дело денег не жалко. Потому что уверен: у тех, кто помнит прошлое, есть и будущее.

Культура Арт Народные промыслы
Добавьте RG.RU 
в избранные источники