Новости

11.01.2017 18:10
Рубрика: Общество

Болевой порог для космоса

На МКС встретятся российский и американский робонавты
Почему российский экипаж МКС сократится до двух человек? Когда на космической станции появится русский андроид? И зачем космонавтов испытывают на боль? Об этом корреспондент "РГ" беседует с начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, Героем России, доктором технических наук Юрием Лончаковым.
Юрий Лончаков: Сейчас отбор в космонавты жесткий не только по медицине, но именно по знаниям. Фото: Из личного архива Юрия Лончакова Юрий Лончаков: Сейчас отбор в космонавты жесткий не только по медицине, но именно по знаниям. Фото: Из личного архива Юрия Лончакова
Юрий Лончаков: Сейчас отбор в космонавты жесткий не только по медицине, но именно по знаниям. Фото: Из личного архива Юрия Лончакова

Юрий Валентинович, почему с весны российский экипаж на МКС будет летать в сокращенном составе: вместо трех - два человека?

Юрий Лончаков: Это связано с оптимизацией работы на станции: чтобы увеличить эффективность исследований и снизить расходы. Когда на МКС появятся новые модули, и прежде всего многофункциональный лабораторный модуль "Наука", опять вернемся к экипажу из трех человек.

А риск не возрастает: все-таки лишние руки теряются?

Юрий Лончаков: Никакого риска. И раньше летал экипаж нашего сегмента из двух человек. Опыт огромный.

Третье кресло в корабле "Союз" могут отдать туристу?

Юрий Лончаков: Пока речь об этом не идет.

Какие перспективы откроются, когда на станции появится научный модуль?

Юрий Лончаков: Станция получит дополнительный объем для проведения научных исследований. А российская научная программа очень насыщенная.

Научные интересы космонавтов какие? Они связаны с Луной, Марсом, глубинами космоса?

Юрий Лончаков: Конечно. Отряд космонавтов - структурное подразделение НИИ ЦПК. Поэтому наши ребята вовлечены во все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, завязанные на перспективы. Экспедиции на МКС теперь длятся по полгода. Так вот очень важный цикл наземных экспериментов проводится на 2-4-й день после возвращения с орбиты.

Наш робонавт понимает голосовые команды, отвечает на них, демонстрирует изображение на экране

У нас есть уникальный тренажер "Выход-2", с помощью которого имитируется, скажем, выход и работа на "другой планете". Моделируется сила тяжести на поверхности Марса - 0,38 от силы тяжести на Земле. Отрабатываются типовые операции, управление виртуальной моделью марсохода, перемещение по "марсианской поверхности" по определенной траектории…

Такие эксперименты начали проводить впервые?

Юрий Лончаков: И впервые, и недавно. Они должны помочь ответить: сможет ли космонавт после долгих месяцев полета сохранить нормальную работоспособность, как действует его организм в условиях длительного стресса? Ученые продолжают анализировать результаты годового полета на МКС Михаила Корниенко и Скотта Келли. По сути это была модель марсианской экспедиции. Данные очень интересные.

Cовместный с американцами годовой полет на МКС повторится?

Юрий Лончаков: Это обсуждается.

Прибавить в росте

Правда, что космонавты за время полета вырастают?

Юрий Лончаков: Да. На 2-3 сантиметра, иногда до четырех. У этого феномена есть объяснение: из-за невесомости позвоночник теряет свои естественные изгибы. Ослабевают мышцы, увеличивается длина позвоночного столба. Есть рекомендации врачей, как с этим бороться. На борту находится специальный нагрузочный костюм "Пингвин": с помощью встроенных амортизаторов он создает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Так "сгоняется" лишний рост, поддерживается в тонусе мускулатура. Но исследования, связанные с профилактикой, продолжаются, потому что перспективны именно для длительных полетов.

А когда на МКС появится российский андронавт, о котором столько говорят?

Юрий Лончаков: Работа идет. Андронавт относится к последней категории робототехнических систем, которым дистанционно управляет оператор. Предусматриваются разные функции: и для работы на борту, и в открытом космосе. Космонавт будет надевать специальный костюм - экзоскелет, чтобы на большом удалении, из герметичного отсека космической станции или лунной базы управлять роботом. Поэтому так важно мнение профессионалов. Оценка космонавтов.

Он будет сильно отличаться от робонавта-американца, который уже летает на МКС?

Юрий Лончаков: Думаю, да. Американский делает на станции самые первые шаги, самые простые движения. Что будет уметь наш, озвучивать пока рано. Но могу сказать, что он уже понимает голосовые команды, может отвечать на них, демонстрировать изображения на вмонтированном в грудь экране. Имеет режимы информационной и психологической поддержки космонавтов.

Что за эксперимент проводится на "болевой порог"?

Юрий Лончаков: Он проводится до, во время и после космического полета. Здесь два направления - альгометрия и термоальгометрия: регистрируется порог болевой чувствительности. На палец надевают специальные датчики, которые начинают его сильно сжимать, или на внутреннюю поверхность плечевого сустава накладываются пластины, которые нагреваются все сильнее и сильнее…

Зачем это нужно?

Юрий Лончаков: Оценка интенсивности болевого синдрома в условиях космических полетов крайне важна при оказании медпомощи. Мы потом можем определить, какие обезболивающие надо применить в том или ином случае.

"Примеряли" опыт на себя?

Юрий Лончаков: Конечно. Исследования показывают: максимальная температура, которую человек может спокойно выдержать, - примерно градусов 60. У некоторых - и 80-90. Это такая интересная грань.

Отряд и "потеря" бойца

Космонавты Максим Сураев и Елена Серова стали депутатами. Они ушли из отряда?

Юрий Лончаков: Да. Они выбрали общественно-политическую деятельность. В Госдуме теперь довольно большой "космический" контингент. И это хорошо.

У вас появился первый заместитель - Юрий Маленченко?

Юрий Лончаков: Да, Юрий Иванович один из самых опытных космонавтов мира. У него за плечами шесть полетов, 827 суток, проведенных на орбите. Человек, который столько лет в Центре, все знает изнутри. Он будет заниматься отбором, подготовкой и реабилитацией космонавтов.

Сколько же осталось действующих космонавтов в отряде?

Юрий Лончаков: 34. Из них еще не летали 15 человек. Все отлично подготовлены.

А кто самый молодой?

Юрий Лончаков: Анна Кикина и Сергей Корсаков. Они одногодки. Оба опыта полетов не имеют.

Какие перспективы у Анны, теперь опять единственной женщины в отряде космонавтов?

Юрий Лончаков: Перспективы хорошие. Аня сейчас проходит подготовку в группах. Показывает хорошие результаты по работе, по тренировкам.

Интересно, а какой космонавт сегодня самый возрастной?

Юрий Лончаков: Герой России Геннадий Иванович Падалка. За его плечами пять полетов.

Будет ли очередной набор в отряд космонавтов?

Юрий Лончаков: Обязательно. Мы будем набирать людей, у которых впереди два года общекосмической подготовки. Так что реально они войдут в строй только через несколько лет. Межведомственная комиссия прошла, все дали положительное заключение, что очередной набор нужен.

Требования для кандидатов ужесточаются?

 

Юрий Лончаков: Они всегда были непростые. Но сейчас отбор жесткий не только по медицине, но именно по знаниям. Каждый кандидат должен пройти серьезную экзаменационную комиссию. Тестирование будет проводить специальная рабочая группа. Вопросы разные, в том числе на эрудицию, психологию и т.д.

Без нештатных ситуаций

Какие новые виртуальные тренажеры появились в Центре?

Юрий Лончаков: Очень хорошие тренажеры по станции, где мы сейчас обучаем, тренируем космонавтов. Надеваешь специальные очки и видишь интерьер станции. Есть, допустим, задание: найти ту или иную систему, определенную плоскость, проделать необходимые действия. Открываются шкафчики, панели, что-то дорабатывается, что-то отсоединяется или подсоединяется… Мы постоянно модернизируем и улучшаем эти тренажеры.

Планируем создать новейший комплексный тренажер для работы на поверхности небесных тел с разной гравитацией - Луна, Марс, астероиды, другие. В мире таких тренажеров еще нет.

Алексей Леонов рассказывал, что на тренировках они отрабатывали действия в трех тысячах аварийных ситуаций. А сейчас?

Юрий Лончаков: Космонавты отрабатывают действия по выходу из нескольких сотен нештатных ситуаций. Это те, которые уже бывали: например, разгерметизация спускаемого аппарата. И те, которые могут возникнуть: скажем, пожар на космическом корабле. Есть алгоритм работы, и каждый командир, каждый бортинженер обязан до автоматизма его знать. Но инструкторы правильно требуют: работать только по бортовой документации! Быстро, четко и грамотно.

С прицелом на "Восточный"

Больше года назад в гидролаборатории слили воду: ее закрыли на модернизацию. Она еще идет?

Юрий Лончаков: Заканчивается. Планируем с февраля начать тренировки. Кроме того, полностью модернизировали центрифугу, наш важнейший объект.

А что с идеей создания единого полигона для космических тренировок?

Юрий Лончаков: Сейчас проект в стадии проработки. Это очень интересное направление. Дело в том, что раз в году экипаж обязан перед полетом пройти тренировки в различных климатогеографических зонах. Это море, пустыня. Сейчас начали горную подготовку, которую много-много лет не делали. Каждая тренировка - это выезд на место, время, деньги. Давно была мысль - создать здесь, в Звездном городке, совместный уникальный полигон, чтобы в любое время проводить все необходимые тренировки экипажа.

Тренировки в горах связаны с полетами с Восточного?

Юрий Лончаков: Да. Там, например, отработка первой ступени, а это до 200 секунд, проходит над горно-лесистой местностью. В случае нештатной ситуации экипаж приземлится именно сюда. Так что все должны быть готовы.

Разрабатывается новый пилотируемый корабль "Федерация". Космонавты высказывают свои пожелания конструкторам?

Юрий Лончаков: Обязательно. Первый беспилотный пуск "Федерации" планируется в 2021 году, готовность к пилотируемому - в 2023-м. Замечаний пока много, причем не только по эргономике или каким-то отдельным системам. Основные проблемы, которые нас волнуют, связаны с живучестью корабля и обеспечением безопасности экипажа.

Скажем, в случае отказа второй ступени трасса районов посадки - это океан. Причем ее протяженность почти 10 тысяч километров. Если большая волна, то ни гидросамолет, ни другая авиация использоваться для эвакуации экипажа не могут. Смогут ли использоваться корабли, если это зима, низкие температуры и обледенение? То есть много факторов, которые нужно учесть. РКК "Энергия" как головной разработчик активно работает. И космонавты взаимодействуют с инженерами. Я уверен, что корабль будет создан очень надежный.

Авиапарк ЦПК обновился?

Юрий Лончаков: У нас сейчас 16 единиц авиатехники: три самолета Ту-134, три уникальных Ил-76МДК - единственных в мире, которые выполняют по параболе Кеплера режимы невесомости, десять Л-39. В ближайшее время планируем получить два Ту-204-300 в эксклюзивном исполнении. Эти самолеты предназначены для доставки космонавтов на космодром Восточный и эвакуации с места посадки. Для каждого члена экипажа там будет своя каюта, специальные диваны, кровати.

SAR-401 - это второе поколение антропоморфных роботов серии SAR, которые рассматриваются для работы на орбите. Фото: Михаил Почуяв/ ТАСС

Турист на бизнес-орбите

Как вы относитесь к идее суборбитальных полетов туристов?

Юрий Лончаков: Спокойно. Как летчик я летал в стратосферу и знаю, что это такое. Когда мы, тренируя космонавтов и наших, и иностранных, делаем режим невесомости на Ил-76 - это 25-28 секунд. В принципе даже успеваем надеть скафандр, поработать с грузами, выполнить какие-то элементы пространственного положения. Но это в большом объеме.

Может появиться российская туркомпания, которая будет искать космотуристов за рубежом. Это нужно?

Юрий Лончаков: Считаю, что это направление развивать надо. Я сам летал с туристами - участниками полета Ричардом Гэрриотом и Чарльзом Симони. Одного поднимал, другого спускал. Такие туристические полеты оправданны с точки зрения бизнеса.

Вы активный космонавт. Хотели бы еще полететь?

Юрий Лончаков: Как раз буду проходить очередную медкомиссию. Я не исключаю возможности поработать еще на орбите. И системы станции, и сам корабль постоянно модернизируются. Поэтому, чтобы не отставать, надо постоянно держать себя в тонусе.

Звездный городок: что есть и что будет

Звездный городок - город космонавтов, город научно-технической мысли. В доме № 2, где жил Юрий Гагарин, 44 квартиры. В каждой живет дважды Герой, Герой Советского Союза или Российской Федерации. Дом № 4 - такой же. Каким бы хотели видеть Звездный сами космонавты?

- Здесь должен появиться музейно-выставочный комплекс советской/российской космонавтики, имеющий зоны "под открытым небом" для габаритных экспонатов, - говорит Юрий Лончаков. - На мой взгляд, невозможен современный Звездный без центра молодежного инновационного творчества и серьезной лабораторной базы для студентов, без центра научного и промышленного туризма.

Космонавты за время полета вырастают на 2-3 сантиметра, иногда до четырех

Будет проведен всероссийский конкурс для студентов профильных вузов на лучший эскизный архитектурный проект "Центр российской пилотируемой космонавтики. Звездный городок - город-музей, город науки, город будущего" - по созданию нового единого архитектурно-художественного и объемно-пространственного образа ЦПК имени Ю.А. Гагарина и Звездного городка. С эскизов молодых архитекторов мы начнем работу над проектом уникального космического технопарка.

"РГ" уже писала, что Центр подготовки космонавтов при поддержке госкорпорации "Роскосмос" и семьи Юрия Гагарина - Валентины Ивановны Гагариной и дочерей, в год 55-летия первого полета человека в космос учредил стипендии имени Ю.А. Гагарина. А "Гагаринский урок", инициатором которого стал ЦПК, 12 апреля с успехом проходит по всей России. Идею поддержали "Роскосмос" и Минобрнауки России. Наши коллеги из Греции и Италии предложили сделать его международным. Здорово. Надо, чтобы молодежь знала историю мировой пилотируемой космонавтики.

Сергей Королев мечтал стать первым человеком в космосе

12 января 110 лет со дня рождения Сергея Королева. Фото: Репродукция Фотохроники/ ТАСС

"Кедр", я "Заря-1"!

"Кедр" - позывной Юрия Гагарина, "Заря-1" - Сергея Королева, гениального главного конструктора первых в мире ракетно-космических систем и кораблей, на которых осуществлены полеты первых космонавтов и первый в мире выход человека в открытый космос.

Нобелевскую премию Сергей Королев мог получить дважды: за запуск первого искусственного спутника Земли и за полет первого космонавта. Но когда Нобелевский комитет предложил назвать фамилию главного конструктора, Никита Хрущев обрубил: "Одного человека назвать нельзя, творцом новой техники у нас является весь народ".

Вот лишь несколько штрихов из биографии Королева - самого секретного ученого СССР.

Не пустили на Красную площадь

Имя Сергея Королева было рассекречено лишь в день его смерти. При жизни он оставался безымянным главным конструктором или профессором К. Сергеевым, статьи которого появлялись в газете "Правда". Было ли ему обидно?
"Мне кажется, в душе он переживал, - делится с "РГ" дочь Сергея Павловича, Наталия Королева, профессор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. - Академик Борис Патон рассказывал, как однажды после очередного успешного пуска он встретил Королева в коридоре Академии наук и бросился к нему: "Сергей Павлович, я вас поздравляю!" А отец ему так грустно отвечает: "Мы - рудокопы, мы - под землей. Нас никто не видит и не слышит". Когда Москва встречала первого космонавта, Королев даже не смог попасть на Красную площадь. Вместе с женой он встречал Гагарина на Внуковском аэродроме. Но их машина шла в колонне одной из последних, и потом они не смогли пробраться сквозь толпу. Смотрели митинг по телевизору.

В "туполевской шараге"

В 1938-м Сергея Королева обвинили в причастности к антисоветской троцкистской организации. Арест, Колыма. "Он писал самому Сталину, доказывая свою невиновность, - вспоминает Наталия Королева. - Эти заявления где-то оседали. Но и его мама - моя бабушка Мария Николаевна Баланина обивала пороги, добиваясь пересмотра дела. Очень помогли летчики Михаил Громов и Валентина Гризодубова: они хорошо знали отца".

В начале 1940 года его вернули в Москву. "Бутырка", новое следствие. А осенью Королева перевели в спецтюрьму НКВД. Там было четыре проектных бюро, разрабатывающих новые самолеты. Отца определили в КБ Туполева, где создавался пикирующий бомбардировщик Ту-2.

Страна потеряла талантливого авиаконструктора

Андрей Туполев, который был руководителем диплома у Королева в МВТУ имени Баумана, прочил ему большое будущее как авиаконструктора. Дипломным проектом студента стал самолет СК-4 (по первым буквам имени и фамилии). И беспрецедентный факт: ОСОАВИАХИМ одобрил проект еще до защиты и выделил деньги на его постройку. Свой первый планер Королев сконструировал в семнадцать лет. На втором - "Коктебель" - летчик Арцеулов установил всесоюзный рекорд дальности парящего полета. Еще больше шума наделал в 1930 году планер СК-3: впервые в мире на нем были сделаны сразу "три мертвых петли" без буксировки на высоту 3 км. Конструктору тогда исполнилось лишь 23 года.

Почему занялся ракетами

Весной 1929 года Сергей Королев прочел книгу Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Оказывается, можно летать не только на планерах и самолетах, и не только в пределах атмосферы. Эта мысль буквально поглотила его.
Первая в стране группа изучения реактивного движения - знаменитая ГИРД - была создана при ОСОАВИАХИМе. Все гирдовцы работали на общественных началах. В подвале. Только когда группу преобразовали в официальную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую организацию по разработке пилотируемых летательных аппаратов ракет и двигателей, пошли какие-то деньги. Сергея Королева назначили руководителем. А 17 августа 1933 года была запущена первая советская жидкостная ракета.

Встреча со Сталиным

1947 год. Королева предупредили, чтобы он был предельно краток. Небольшую папку с листами доклада забрали у входа. Впрочем, все необходимые данные помнил наизусть. Когда Королев поздоровался, Сталин ответил, но руки не подал. Вождь медленно ходил по кабинету, покуривая свою знаменитую трубку. Слушал молча, иногда тихо задавал вопросы. Одобряет ли Сталин то, что говорил Королев, было непонятно.

Через два года они встретились еще раз. Речь шла уже о создании ракетно-ядерного щита страны. Игорь Курчатов доложил об испытании первой советской атомной бомбы, Королев - о ходе подготовки к испытаниям ракеты Р-2. "13 февраля 1953 года Сталин подписал очень важное постановление о создании двухступенчатых межконтинентальных баллистических и крылатых ракет, - рассказывает ведущий конструктор по комплексу для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимир Бугров. - Королев был назначен главным конструктором, а девятнадцати министрам предписывалось обратить особое внимание на своевременное и качественное выполнение всех заданий. То постановление предопределило появление нашей знаменитой ракеты Р-7, знаменитой "семерки", сегодня - "Союз".

"В Москву, по шпалам!"

Известны знаменитые разносы главного. "В Москву, по шпалам!" - так это звучало на космодроме. Один из сотрудников опытного завода ОКБ-1 рассказал эпизод. Когда в цехе собирали первый "Восток", ему нужно было закрепить один из приборов в кабине корабля. Он поднялся к люку по стремянке и обнаружил Королева сидящим в кресле пилота с полузакрытыми глазами. "И сколько вы уже тут сидите?" - вырвалось у рабочего. "Полчаса, - говорит главный. - А вы лично сколько времени сидели в корабле?" - "Ни разу". И тут Королев взорвался: "А вы посидите! И поймете тогда, что при такой компоновке кресла, как у вас, космонавт больше суток в корабле не протянет! Околеет без всяких там нештатных и аварийных ситуаций! Это надо же, слепить такую каракатицу: похлеще, чем для коровы седло!"...

Но было и другое. Один раз слесарь уронил гайку внутрь космического агрегата. Пришел к Королеву ни жив, ни мертв: так, мол, и так. Думал, все, голова долой. А Сергей Павлович спокойно говорит: "Молодец, что не скрыл. Иди работай, но впредь будь внимательнее".

По четвергам, когда Королев принимал по личным вопросам, его кабинет ломился от посетителей. Главный помогал доставать лекарства, устраивал в больницы, выбивал жилье... Знали: если дело срочное, надо перехватить его утром у входа в КБ. Пока проводишь до кабинета - решишь вопрос.

Куда на ракете Н-1 хотел лететь Королев

"Ее основным назначением был полет на Марс, и задумывалась она как марсианская, а не как лунная, - утверждает Владимир Бугров. - Полеты на Луну стали рассматриваться позже, как этап отработки марсианского путешествия. У меня сохранились две рабочие тетради. Одна - совершенно секретная, содержащая черновые расчеты по всем принципиальным техническим вопросам марсианского проекта. Другая - несекретная. С ежемесячными планами всех исполнителей работ.

Работы выполнялись в соответствии с постановлением правительства от 10 декабря 1959 года, впервые определившим планы пилотируемых полетов в космос. Там черным по белому сказано: создать автоматическую научную станцию на Луне, космические ракеты для полета на Марс и Венеру, осуществить первые полеты человека в космос, разработать автоматические и обитаемые межпланетные станции и станции на других планетах. Чуть позже, уже в другом документе, задачу конкретизировали: нужна ракета-носитель со стартовым весом порядка 1-2 тысячи тонн для вывода на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля весом до 60-80 тонн.

В 1962 году королевский проект марсианского комплекса был утвержден президентом РАН Мстиславом Келдышем. По его мнению, мы могли в 1975 году осуществить пилотируемый облет Марса. Однако Королева уже не было.

"Орелики" главного конструктора

Перед полетом Юрий Гагарин крепко спал. А вот Королев провел бессонную ночь. "Вернувшись в Москву, отец сказал: "Это я должен был лететь. Но годы уже не те, да и не пустили бы меня", - делится Наталия Сергеевна. - Это сожаление не покидало его и в дальнейшем". Бывший заместитель председателя военно-промышленной комиссии Георгий Николаевич Пашков вспоминал: "Как-то уже после полета Титова сидели мы в домике на космодроме - выдалась свободная минута перед началом заседания Государственной комиссии. И вот Сергей Павлович посмотрел на председателя Константина Николаевича Руднева, на меня и сказал полувопросительно: "А что, братцы, не слетать ли и мне туда, а?"

Не любил пуски по понедельникам

"Часто приходилось слышать о суеверии Королева, о его благоговейном трепете перед некоторыми приметами, - вспоминал доктор технических наук Марк Галлай. - Такого, конечно, не было! Но нельзя и утверждать, что он ими совсем пренебрегал". Королев страшно не любил пуски ракет по понедельникам. Но иногда они случались, и в такие дни он "бомбил" всех попадавшихся под горячую руку. Еще ненавидел, когда натыкался на старте на женщин". А еще Сергей Павлович всегда носил в правом кармане пиджака две монетки - на счастье.