Напомним, что москвичи постепенно начали замечать новые киоски "Мороженое", "Пресса", "Овощи и фрукты" с 2015 года. Именно тогда столичное правительство стало вводить уличную торговлю в единые рамки. А в этом году департамент торговли и услуг, как и обещал, полностью завершит замену всех устаревших киосков новыми, созданными по единым городскими требованиям. Как рассказали "РГ" в пресс-службе департамента, стиль оформления ларьков разработали специалисты Москомархитектуры. Бизнесменам их предлагают уже полностью готовыми: заезжай и торгуй. Право реализовывать свой товар в киосках в течение 5 лет разыгрывается на аукционах. Побеждает тот предприниматель, который предложит большую арендную плату. Первоначально, когда "ларечная революция" была еще экспериментальной, на лот претендовали 5-6 кандидатов, которые в итоге повышали стартовую стоимость предложенных объектов в 2-2,5 раза. Но в прошлом году торги вызвали настоящий ажиотаж. Как сообщил "РГ" глава столичного департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев, среднее число претендентов на киоски "Овощи-фрукты" выросло до 16, а превышение стартовой цены составило 900%! В общей сложности в такой приподнятой атмосфере, что называется, влет ушли с молотка почти 950 киосков.
"Это высокий показатель активности, который демонстрирует доверие предпринимателей выбранной столичными властями форме реализации права торговли в нестационарных объектах", - считает Дегтев. "У ажиотажа есть и эмоциональная составляющая, - поделился с "РГ" глава комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Торгово-промышленной палаты Москвы Михаил Мандалян. - Количество торговых объектов в столице в последнее время снизилось, владельцы предприятий готовы платить самую высокую цену, лишь бы сохранить свой бизнес".
Популярными, по оценкам организаторов торгов, оказались не только киоски с овощами и фруктами. Например, продавцы мороженого в среднем увеличивали стартовую стоимость аукционов на 210%. Как отметил Дегтев, для продавцов сезонных или не самых востребованных товаров, город предлагает сниженные арендные ставки, что добавляет ажиотажа. На льготных условиях право торговли получают мороженщики, продавцы театральных билетов и предприятия бытовых услуг.
Правда, бизнес-сообщество все-таки волнуется: будет ли дело рентабельным? "На аукционах коммерсанты предложили серьезное повышение стартовой цены. "Отбить" ее арендаторам киосков будет непросто", - признает Михаил Мандалян. Москвичей же в свою очередь заботит другое: лишь бы свою прибыль торговцы получали не за счет повышения цен на продукты, а за счет своей смекалки.