Всем понятно, что облавы вызваны гибелью 74 человек в Иркутске после распития "средства для принятия ванн" с невинным названием "Боярышник". История с бородой: отслеживаю ситуацию с производством и продажей подобного рода спиртосодержащих средств "двойного назначения" уже 20 лет и вынужден констатировать: увы, ничего по сути не меняется. По моим наблюдениям, сей рынок с миллиардными оборотами - одновременно полутеневой, полукриминальный, но вполне себе легальный. Что происходит?
В тюменском областном УМВД поспешили назвать арестованную партию товара контрафактной, добавив, что решение о возбуждении уголовного дела примут после экспертизы. Не могу ручаться за подлинность прилагаемых к товару документов, но в упомянутых выше городах у предпринимателей имелись копии выданных госорганами в 2012-2014 годах лицензий, свидетельств. Лосьоны как парфюмерно-косметические средства признаны соответствующими стандартам, безопасными - при надлежащем использовании. Вот только как их используют? И, собственно, лосьоны ли это?
Спрос на них потрясающий. Возьмем для примера одного из крупнейших в СНГ производителей специфических косметических средств, которые в числе прочего попали на глаза уральским оперативникам и которые еще в прошлом месяце можно было приобрести в сотнях поселений УрФО. С 26 декабря, напомним, Роспотребнадзор ввел 30-дневный запрет на продажу спиртосодержащей продукции бытового назначения крепостью свыше 25 процентов. Согласно документации, таковую разливают в 100-миллилитровые емкости в одном из сел Самарской области, а также в казахстанском подразделении российской компании. Потребителям предлагают разнообразные лосьоны на основе "этилового спирта из пищевого сырья". Его объемная доля колеблется между 60 и 95 процентами, а добавками, как нас уверяют, служат экстракты "брунек" (березовых почек), кедрового ореха, красного перца, женьшеня, боярышника, прочих плодов. Предназначение - уход за кожей, волосами, дезинфекция, обработка ран, то есть исключительно наружное применение. Ну разве "дубовой" что во рту прополоскать. Что за этиловый спирт, спросите? К вопросу вернемся чуть погодя.
Поставщик, анонсируя препараты, красной строкой подчеркивает: отдельные из них не подпадают под действие ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Поэтому их можно продавать где угодно "без специальных сопроводительных документов", поскольку в данном случае, поясняет поставщик, отсутствует "посерийный учет со стороны Центра контроля качества", обязательный "для субъектов фармацевтического и парфюмерно-косметического рынка".
У компании мощная дистрибьюторская сеть. Начальные оптовики реализуют пузырьки по 15-18 рублей, в зависимости от крепости и величины партии. Фирма, базирующаяся в Подмосковье, оговаривает минимальный объем заказа - 100 тысяч единиц. Оптовик средней руки в Тюмени, судя по информации полиции, предлагал лосьоны владельцам розничных предприятий в среднем по 20 рублей за одну 100-миллилитровую емкость. В розницу их выставляли по 30-40 рублей. Товар небезопасный, да сверхдоступный. Особое предложение для тех, кто желает сам разливать огненную жидкость и наварить по максимуму: 95-процентный "кожный антисептик" из Казахстана в пятилитровых бутылях за 615 рублей при заказе от 702 штук. Миллионы литров, реки лосьонов. Нетрудно догадаться, куда они преимущественно "впадают".
Всякий, кто возьмется проанализировать интернет-страницы, прайсы производителей и продавцов "косметических" средств, увидит, что и количество игроков в этом сегменте рынка, и ассортимент продукции стремительно росли последние три года.
Спрос зависит от уровня среднедушевых доходов и стоимости алкогольных напитков. Первый пик спроса на лосьоны возник во второй половине девяностых. Сначала на прилавках появилась легендарная "Троя" в чекушках, в какие разливали водку. Следом на рынок хлынули подобные средства. На Урал шли целые эшелоны с такими бутылочками. Сверхприбыльным производством занялись и местные предприниматели, правдами и неправдами добившись положительных заключений от сертифицированных лабораторий. Уголовные авторитеты поспешили предложить свои услуги по крышеванию лосьонного бизнеса.
Винокуренные предприятия Челябинской области периодически останавливали линии. У них продажи катастрофически падали. Оборот злополучных гигиенических средств едва не сравнялся с оборотом продукции ликеро-водочных заводов. Их директора взывали к властям: не дайте угробить отрасль, несущую в бюджет золотые яйца!
- Нет на них закона, травить людей, получается, выгодно и ненаказуемо. Нам-то как выжить? Может, тоже эту дрянь выпускать?! - не без сарказма воскликнул на встрече с журналистом главный технолог водочного предприятия.
Так какая же жидкость содержалась в "Трое"? Пищевой спирт дороговат. Знатоки утверждают, что гидролизный спирт, выгоняемый из древесины. Его научились хорошо очищать, он выдерживает требования ГОСТа по всем основным показателям, предъявляемым к пищевому. Отличить один от другого способны только эксперты - по вкусу и запаху. Медики единодушны: даже весьма умеренное употребление гидролизного спирта ведет пусть к отдаленным, но губительным для здоровья последствиям.
В свое время "фирменную" "Трою", представьте, подделывали. Как подделали недавно известное выпивохам Иркутска средство для ванн. В бутылки со знакомой этикеткой местные душегубы налили яд - метиловый спирт. А вообще-то, ежегодно от подобных суррогатов гибнут тысячи россиян. В последние два года их число прирастает, свидетельствует статистика, в том числе в уральских регионах.
20 лет прошло с эпохи "Трои". Урок не впрок, нет экономических механизмов для обуздания производителей сомнительных косметических средств, вновь обкрадывающих бюджет? В моем архиве сохранилась куча постановлений "о мерах по борьбе с незаконным оборотом…". Толковых среди них очень мало. Первый дельный документ подписал в 2000 году тогдашний главный санитарный врач Геннадий Онищенко - "О запрете производства спиртсодержащей продукции, предназначенной для использования в качестве гигиенических средств". Впервые было официально признано, что многие россияне употребляют их "в качестве алкогольных напитков". С того времени в целом соблюдается одно табу - жидкость с объемной долей спирта свыше 15 процентов разливается в бутылочки, вмещающие не более 100 миллилитров. Прочие планируемые тогда преграды хитрый бизнес успешно обошел. Похоже, не без участия отдельных чиновников.
- Формально вроде все соответствует стандартам, правилам. Вместе с тем есть негласное понимание, кто основной потребитель лосьонов, для чего их фактически производят. Единственный способ резко снизить потребление косметических жидкостей - обязать продавать по цене, сопоставимой - в водно-спиртовом соотношении - с водкой. Но сама она не должна быть очень дорогой, - говорит экономист, маркетолог, предприниматель Наталья Горячева.
Кстати
По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, низкая стоимость спиртосодержащей продукции может повлечь проверку торгового заведения на предмет соответствия товара заявленному качеству.