Екатеринбург оказался на грани обезвоживания из-за загрязнения пруда

Недавно в Свердловской области возбуждено уголовное дело по факту засорения и истощения источника питьевого водоснабжения второго по величине города региона, Нижнего Тагила. Администрацию Горноуральского городского округа обвиняют в том, что на протяжении ряда лет она не принимала мер по снижению уровня загрязнения Черноисточинского водохранилища ливневыми и хозяйственно-фекальными стоками.

Нечто подобное может повториться и в областном центре, уверен екатеринбуржец Владимир Матюшенко. Бывший следователь, а ныне пенсионер МВД много времени проводит на Верх-Исетском водохранилище: ходит на яхте, рыбачит. Еще в 2008 году в том месте, где в пруд впадает протока из озера Здохня, Матюшенко случайно обнаружил подводную свалку и с тех пор стучится во все властные кабинеты с призывом спасти водоем, который по документам числится резервным питьевым источником Екатеринбурга.

- Вещество черного цвета, по консистенции напоминает зубную пасту. На лодке проплыть невозможно, вязнешь. На поверхности образуются газовые пузыри, при ветре ощущается сильнейший запах. Птиц и рыб в радиусе полкилометра уже не наблюдается, - описывает Владимир Матюшенко свои впечатления от встречи со шламом. - К середине июня 2016 года у протоки образовалась отмель радиусом более 50 метров, что свидетельствует об интенсивности процесса, так как в течение недели вонючая субстанция оседает на дно. Предполагаю, что зимой подо льдом сброс продолжается. Сколько этой гадости накопилось, сказать сложно. Только в 2008 году, согласно техническому отчету "Водоканала", в пруд вылили 23 миллиона тонн сточных вод. Это при полной емкости водохранилища 45 миллионов кубометров!

В нашем распоряжении оказалась копия письма бывшего гендиректора "Водоканала" Талгата Адуллина заместителю главы администрации Екатеринбурга от 5 августа 2008 года. Оказывается, промывные воды в Здохню МУП сбрасывает еще с 60-х годов прошлого века. В 70-е вместе с первой очередью Западной фильтровальной станции построили шламонакопитель, но уже к началу XXI века его емкости стало не хватать.

Здохне и соседнему водоему фактически подписали смертный приговор с согласия мэрии, уверен Матюшенко. После того как озеро-отстойник заполнилось до краев, шлам через протоку стал проникать в Верх-Исетское водохранилище и добрался до резервного водозабора, расположенного в километре от места сброса.

По подсчетам горожанина, шлам заполнил уже все пространство между островами Шабур и Высокий, по самой глубокой части пруда достиг затвора ВИЗовской плотины и перешел в городской пруд, прямо под окна губернаторской резиденции.

- Екатеринбург на волосок от кризиса! - предупреждает Матюшенко. - Зима на Урале, по прогнозам, может оказаться самой морозной за последние 120 лет, советские водоводы таких температур еще не видели, а новые на них и не рассчитаны. Если штатное поступление воды на Западную фильтровальную станцию из Волчихинского водохранилища прекратится, воспользоваться Верх-Исетским не получится. Значит, придется ограничить подачу воды в жилой сектор, население начнет сливать ее из батарей, а это чревато разморозкой систем жизнеобеспечения. Все госструктуры всячески уклоняются от решения этого вопроса. Для них стоки - просто грязная водичка. Если бы чиновники хоть раз увидели эти отходы своими глазами, думаю, совсем иначе оценивали бы последствия.

Бывший следователь показывает многолетнюю переписку: полпред президента, Росприроднадзор, областная и Генпрокуратура, природоохранная прокуратура, министерство природных ресурсов Свердловской области, мэрия Екатеринбурга... На разные лады чиновники твердят: водные ресурсы - надзорная прерогатива Федерации, то есть город и регион тут вроде бы ни при чем. Промывные воды острого токсического воздействия на население не оказывают, к тому же этот водоем используется только для технического снабжения предприятий.

Получается, Матюшенко зря сеет панику? Но, по данным прокуратуры, никто не исключал Верх-Исетское водохранилище из числа питьевых для районов Старой Сортировки и Семи Ключей, а последняя схема водоснабжения в городе была утверждена в 2014 году и будет действовать до 2025-го.

На разные лады чиновники твердят: водные ресурсы - надзорная прерогатива Федерации, то есть город и регион тут вроде бы ни при чем

Более того, еще в 2008 году природоохранная прокуратура подала иск на "Водоканал" в Кировский районный суд за загрязнение Здохни и ВИЗовского пруда. Требования на 8,48 миллиарда рублей удовлетворили, правда, после обжалования в 2011 году сумму заменили на "возмещение вреда в натуре". Предприятие обязали получить разрешение на пользование водным объектом и разработать комплекс природоохранных мероприятий.

Первый пункт выполнен, а что со вторым, более важным? "Контроль за исполнением решений суда входит в компетенцию службы судебных приставов", - ответили Матюшенко в Росприроднадзоре. Удивительная вещь: госорган, с подачи которого состоялся процесс, не в курсе, компенсировал хоть как-то "Водоканал" причиненный ущерб или нет?

Можно, конечно, уповать на то, что ЧП не случится, а значит, использовать Верх-Исетское водохранилище для водозабора не понадобится. Но ни для кого не секрет, что в Екатеринбурге с питьевой водой - серьезная проблема. Об этом, в частности, говорили на общественных слушаниях в 2010-м и на заседании правительства в 2013-м. Шесть лет назад Верхнемакаровский пруд недобрал в половодье 24,8 миллиона кубометров, Волчихинский - 18,5 миллиона. Пришлось аврально перебрасывать воду за сотни километров - из Нязепетровского водохранилища, что в Челябинской области. Но, во-первых, объем перекачки лимитирован 80 миллионами кубов в год, во-вторых, это дорого.

Дефицит воды может обернуться коллапсом при любой техногенной аварии на водозаборе. Очевидно, что городу нужны новые резервные источники. В 2013-м министерству природных ресурсов Свердловской области поручили создать рабочую группу для расчета строительства гидроузлов на реках Шишим и Дарья.

- По окончании предпроектных работ было установлено, что ориентировочная стоимость двух водохранилищ (без насосных станций и водоводов) составит около двух миллиардов рублей. Срок разработки проектной документации и прохождения госэкспертизы - 2,5 года, строительства - 5-6 лет. При этом потребности населения Екатеринбурга будут обеспечены на 50 процентов, а содержание системы перекачки экономически не оправданно при наличии аналогичной с Нязепетровского водохранилища. К тому же планируемые водохранилища не могут рассматриваться как резервные для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения: по правилам, таковыми признаются только защищенные подземные источники, - прокомментировали "РГ" в пресс-службе ведомства. - В связи с этим строительство было признано нецелесообразным.

От многочисленных обращений Матюшенко все инстанции вежливо отписываются. Отчасти это можно понять: он в выражениях не стесняется, однако, если отбросить в сторону эмоции, закрывать глаза на проблему нельзя: здоровью жителей полуторамиллионного мегаполиса угрожает громадная техногенная свалка, и за это никто не хочет нести ответственность.

P.S.

Когда готовился этот материал, Владимиру Матюшенко пришел ответ от заместителя полпреда президента РФ в УрФО Александра Моисеева: "С учетом значимости поднятых проблем контроль за ситуацией будет продолжен. Обсуждение запланировано в рамках окружного совещания по вопросам экобезопасности". В департаменте Росприроднадзора по УрФО "РГ" сообщили, что смогут ответить по существу не раньше 15 января.

комментарий

Владимир Гейко, заместитель главы администрации Екатеринбурга:

- С 2010 по 2015 годы проведена модернизация Западной фильтровальной станции, а именно, построен цех вакуумной ультрафильтрации и обработки осадка, позволяющий очищать технические промывные воды до норм питьевых. Реализация проекта позволила обеспечить Екатеринбург дополнительными объемами чистой воды (до 60 тысяч кубометров в сутки), а также полностью прекратить сброс в шламонакопитель. В 2011 году "Водоканал" заключил договор на предпроектные работы. В его рамках проведены инженерно-геологические, экологические и гидрологические изыскания. Проект по восстановлению Здохни и Верх-Исетского водохранилища дорабатывался и проходил проверки в надзорных органах с 2012 года, на сегодня он практически завершен. Инвестпрограммой запланирована реконструкция канализации для полного отвода промывных вод фильтровальных станций в централизованную систему. Мероприятия на стадии проектирования. Реализация намечена до конца 2025 года. Все намеченное реализуется в срок исходя из объемов финансирования. Последовательность обусловлена особенностями производственного процесса. Верх-Исетское водохранилище - дополнительный источник водоснабжения Екатеринбурга. На сегодня не имеет статус хозяйственно-питьевого из-за невозможности согласования зоны санитарной охраны.