11.01.2017 20:02
Поделиться

Почему на Урале почти исчезло кролиководство

Самая представительная в России выставка породных кроликов традиционно проводится в Екатеринбурге. Между тем кролиководческие хозяйства в области наперечет, и на прилавках крольчатина остается редким товаром.

- Урало-сибирские кролиководы известны своими достижениями, - скромно говорит Валерий Постников, организатор Седьмой всероссийской выставки по породному мелкому животноводству, - в этом году на выставке представили более 400 голов 25-ти пород.

- Вот только все это хобби, а не бизнес. Я, например, кроликами не занимаюсь. Потому что сельским хозяйством невыгодно заниматься вообще, - пессимистично замечает другой организатор Алексей Воложанин.

Был период, когда многие фермеры на Среднем Урале решили разводить кроликов. Но сегодня, по данным Союза кролиководческих хозяйств России, в Свердловской области таких хозяйств десять, из них девять - мини-фермы и только одна - макси: автоматизированный комплекс на три тысячи голов. Была в регионе еще образцовая ферма на 150 голов маточного поголовья, но ее владелец покинул страну и сейчас успешно разводит кроликов за океаном. Оставшиеся небольшие хозяйства разорились, исчезли, хотя, казалось бы, где еще разводить кроликов, как не в России, на родине революционного метода акселерационного кролиководства, изобретенного петербуржцем Игорем Михайловым?

Как утверждает эксперт российского Добровольного общества кролиководов (ДОК), преподаватель Уральского аграрного университета Вера Кашковская, "кролиководство - это математика". Прежде чем браться за разведение зверьков, необходимо решить не одну задачку.

- Свинина стоит 300 рублей за килограмм, а кролик - 500. Но он действительно того стоит! - говорит она. - Это гипоаллергенное, диетическое мясо, лишенное каких бы то ни было вредных примесей из-за высокого обмена веществ в организме животного в первые месяцы жизни. Если бы востребованность крольчатины была выше, рыночные законы неизбежно вынудили бы производителей снизить цену. А пока каждый кроликовод устанавливает свою.

Чисто математический расклад весьма привлекательный, ведь кролики, как известно, очень плодовиты. При грамотном разведении одна самка дает 60 килограммов мяса в год: 6-7 окролов ежегодно, каждый раз она приносит по 8-10 крольчат. Уже за три-четыре месяца из голых слепых розовых комочков весом 50-70 граммов они вырастают до товарного вида. 70 процентов себестоимости мяса составляют расходы на корм. Кролиководы часто самостоятельно заготавливают ветки (осину, березу, иву), косят сено, высаживают морковь и картофель, но на комбикорме, без которого не обойтись, не сэкономишь. Всего за четыре месяца кролик съедает 20 килограммов комбикорма (оптовая цена от 14 рублей за килограмм), 25 килограммов сена (четыре рубля), 10 килограммов сочных кормов (10 рублей) - итого на 480 рублей. Средний выход мяса - 2,5 килограмма, себестоимость - 270 рублей. В то же время в екатеринбургских магазинах мясо кролика стоит 500 рублей за килограмм, на рынке - 600-700. И почему же при таких вроде бы оптимистичных расчетах в регионе прекратили выращивать кроликов?

Главная проблема - некуда сбывать мясо: все сетевые магазины требуют "бонусы" - по 100-150 тысяч рублей в год. Для мини-ферм сумма неподъемная

- Десять лет мы продержались, потом закрылись. Ферма на тысячу голов так и стоит пустой, - констатирует Олег Яцкевич из Асбеста. - Главная проблема - некуда сбывать мясо: все сетевые магазины требуют то, что называется "бонусы" - по 100-150 тысяч рублей в год. Нам не потянуть.

- Задушила стоимость комбикорма. В 2003-м, когда мы начинали дело, комбикорм стоил 1,8 рубля, крольчатина - 90 рублей за килограмм. В 2014-м, когда закончили, комбикорм нам продавали по 16-17 рублей, а за мясо давали 420, - рассказала Ирина Макарова, фермер из деревни Ключи. - 15 лет жизни улетели в никуда: мы с мужем, пенсионеры, остались с пустой фермой на тысячу голов, которую построили своими руками. Купили за 74 тысячи рублей руины коровника, переоборудовали, построили клетки собственной конструкции, у наших кроликов даже полы из лиственницы были. Сейчас здание переоценили, кадастровая стоимость - 2,5 миллиона рублей. За это с нас требуют 50 тысяч налога на недвижимость. И какой смысл этим заниматься?

Вакцины, ветеринарные услуги - на все это, по словам фермеров, запредельные цены. Тяжелый, с шести утра до одиннадцати вечера, без выходных, труд не окупается. "Господдержка? Вы что, смеетесь?" - с обидой говорят кролиководы.

В области выжило всего одно хозяйство - комплекс, работающий по европейским технологиям, - как раз за счет эксклюзивной поддержки, оказанной областным министерством АПК и продовольствия в начале века. Реализовать проект стоимостью 33 миллиона рублей фермер смог благодаря льготному кредиту на половину этой суммы, полученному в местном филиале федерального банка в рамках нацпроекта поддержки АПК. Для этого пришлось защитить бизнес-план - это было условием выделения субсидии из областного бюджета на возмещение части расходов (двух третей ставки рефинансирования на уплату процентов по кредиту). Сегодня комплекс сотрудничает с крупными сетями, на прилавках которых представлена крольчатина, главным образом произведенная именно этим хозяйством.

И все же, несмотря на сегодняшнюю плачевную ситуацию, реанимация кролиководства возможна, считают выбывшие из бизнеса мелкие производители. Фермы стоят, что называется, "под парами", - запустить туда зверьков можно в любой момент. Нужен только стартовый толчок. Однако в областном министерстве АПК вопросу корреспондента "РГ" о размере субсидий кролиководам просто удивились: их нет. А на нет, как говорится, и суда нет.