11.01.2017 18:12
    Поделиться

    Сергей Королев мечтал стать первым человеком в космосе

    "Кедр", я "Заря-1"!

    "Кедр" - позывной Юрия Гагарина, "Заря-1" - Сергея Королева, гениального главного конструктора первых в мире ракетно-космических систем и кораблей, на которых осуществлены полеты первых космонавтов и первый в мире выход человека в открытый космос.

    Нобелевскую премию Сергей Королев мог получить дважды: за запуск первого искусственного спутника Земли и за полет первого космонавта. Но когда Нобелевский комитет предложил назвать фамилию главного конструктора, Никита Хрущев обрубил: "Одного человека назвать нельзя, творцом новой техники у нас является весь народ".

    Вот лишь несколько штрихов из биографии Королева - самого секретного ученого СССР.

    Не пустили на Красную площадь

    Имя Сергея Королева было рассекречено лишь в день его смерти. При жизни он оставался безымянным главным конструктором или профессором К. Сергеевым, статьи которого появлялись в газете "Правда". Было ли ему обидно?
    "Мне кажется, в душе он переживал, - делится с "РГ" дочь Сергея Павловича, Наталия Королева, профессор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. - Академик Борис Патон рассказывал, как однажды после очередного успешного пуска он встретил Королева в коридоре Академии наук и бросился к нему: "Сергей Павлович, я вас поздравляю!" А отец ему так грустно отвечает: "Мы - рудокопы, мы - под землей. Нас никто не видит и не слышит". Когда Москва встречала первого космонавта, Королев даже не смог попасть на Красную площадь. Вместе с женой он встречал Гагарина на Внуковском аэродроме. Но их машина шла в колонне одной из последних, и потом они не смогли пробраться сквозь толпу. Смотрели митинг по телевизору.

    В "туполевской шараге"

    В 1938-м Сергея Королева обвинили в причастности к антисоветской троцкистской организации. Арест, Колыма. "Он писал самому Сталину, доказывая свою невиновность, - вспоминает Наталия Королева. - Эти заявления где-то оседали. Но и его мама - моя бабушка Мария Николаевна Баланина обивала пороги, добиваясь пересмотра дела. Очень помогли летчики Михаил Громов и Валентина Гризодубова: они хорошо знали отца".

    В начале 1940 года его вернули в Москву. "Бутырка", новое следствие. А осенью Королева перевели в спецтюрьму НКВД. Там было четыре проектных бюро, разрабатывающих новые самолеты. Отца определили в КБ Туполева, где создавался пикирующий бомбардировщик Ту-2.

    Страна потеряла талантливого авиаконструктора

    Андрей Туполев, который был руководителем диплома у Королева в МВТУ имени Баумана, прочил ему большое будущее как авиаконструктора. Дипломным проектом студента стал самолет СК-4 (по первым буквам имени и фамилии). И беспрецедентный факт: ОСОАВИАХИМ одобрил проект еще до защиты и выделил деньги на его постройку. Свой первый планер Королев сконструировал в семнадцать лет. На втором - "Коктебель" - летчик Арцеулов установил всесоюзный рекорд дальности парящего полета. Еще больше шума наделал в 1930 году планер СК-3: впервые в мире на нем были сделаны сразу "три мертвых петли" без буксировки на высоту 3 км. Конструктору тогда исполнилось лишь 23 года.

    Почему занялся ракетами

    Весной 1929 года Сергей Королев прочел книгу Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Оказывается, можно летать не только на планерах и самолетах, и не только в пределах атмосферы. Эта мысль буквально поглотила его.
    Первая в стране группа изучения реактивного движения - знаменитая ГИРД - была создана при ОСОАВИАХИМе. Все гирдовцы работали на общественных началах. В подвале. Только когда группу преобразовали в официальную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую организацию по разработке пилотируемых летательных аппаратов ракет и двигателей, пошли какие-то деньги. Сергея Королева назначили руководителем. А 17 августа 1933 года была запущена первая советская жидкостная ракета.

    Встреча со Сталиным

    1947 год. Королева предупредили, чтобы он был предельно краток. Небольшую папку с листами доклада забрали у входа. Впрочем, все необходимые данные помнил наизусть. Когда Королев поздоровался, Сталин ответил, но руки не подал. Вождь медленно ходил по кабинету, покуривая свою знаменитую трубку. Слушал молча, иногда тихо задавал вопросы. Одобряет ли Сталин то, что говорил Королев, было непонятно.

    Через два года они встретились еще раз. Речь шла уже о создании ракетно-ядерного щита страны. Игорь Курчатов доложил об испытании первой советской атомной бомбы, Королев - о ходе подготовки к испытаниям ракеты Р-2. "13 февраля 1953 года Сталин подписал очень важное постановление о создании двухступенчатых межконтинентальных баллистических и крылатых ракет, - рассказывает ведущий конструктор по комплексу для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимир Бугров. - Королев был назначен главным конструктором, а девятнадцати министрам предписывалось обратить особое внимание на своевременное и качественное выполнение всех заданий. То постановление предопределило появление нашей знаменитой ракеты Р-7, знаменитой "семерки", сегодня - "Союз".

    "В Москву, по шпалам!"

    Известны знаменитые разносы главного. "В Москву, по шпалам!" - так это звучало на космодроме. Один из сотрудников опытного завода ОКБ-1 рассказал эпизод. Когда в цехе собирали первый "Восток", ему нужно было закрепить один из приборов в кабине корабля. Он поднялся к люку по стремянке и обнаружил Королева сидящим в кресле пилота с полузакрытыми глазами. "И сколько вы уже тут сидите?" - вырвалось у рабочего. "Полчаса, - говорит главный. - А вы лично сколько времени сидели в корабле?" - "Ни разу". И тут Королев взорвался: "А вы посидите! И поймете тогда, что при такой компоновке кресла, как у вас, космонавт больше суток в корабле не протянет! Околеет без всяких там нештатных и аварийных ситуаций! Это надо же, слепить такую каракатицу: похлеще, чем для коровы седло!"...

    Но было и другое. Один раз слесарь уронил гайку внутрь космического агрегата. Пришел к Королеву ни жив, ни мертв: так, мол, и так. Думал, все, голова долой. А Сергей Павлович спокойно говорит: "Молодец, что не скрыл. Иди работай, но впредь будь внимательнее".

    По четвергам, когда Королев принимал по личным вопросам, его кабинет ломился от посетителей. Главный помогал доставать лекарства, устраивал в больницы, выбивал жилье... Знали: если дело срочное, надо перехватить его утром у входа в КБ. Пока проводишь до кабинета - решишь вопрос.

    Куда на ракете Н-1 хотел лететь Королев

    "Ее основным назначением был полет на Марс, и задумывалась она как марсианская, а не как лунная, - утверждает Владимир Бугров. - Полеты на Луну стали рассматриваться позже, как этап отработки марсианского путешествия. У меня сохранились две рабочие тетради. Одна - совершенно секретная, содержащая черновые расчеты по всем принципиальным техническим вопросам марсианского проекта. Другая - несекретная. С ежемесячными планами всех исполнителей работ.

    Работы выполнялись в соответствии с постановлением правительства от 10 декабря 1959 года, впервые определившим планы пилотируемых полетов в космос. Там черным по белому сказано: создать автоматическую научную станцию на Луне, космические ракеты для полета на Марс и Венеру, осуществить первые полеты человека в космос, разработать автоматические и обитаемые межпланетные станции и станции на других планетах. Чуть позже, уже в другом документе, задачу конкретизировали: нужна ракета-носитель со стартовым весом порядка 1-2 тысячи тонн для вывода на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля весом до 60-80 тонн.

    В 1962 году королевский проект марсианского комплекса был утвержден президентом РАН Мстиславом Келдышем. По его мнению, мы могли в 1975 году осуществить пилотируемый облет Марса. Однако Королева уже не было.

    "Орелики" главного конструктора

    Перед полетом Юрий Гагарин крепко спал. А вот Королев провел бессонную ночь. "Вернувшись в Москву, отец сказал: "Это я должен был лететь. Но годы уже не те, да и не пустили бы меня", - делится Наталия Сергеевна. - Это сожаление не покидало его и в дальнейшем". Бывший заместитель председателя военно-промышленной комиссии Георгий Николаевич Пашков вспоминал: "Как-то уже после полета Титова сидели мы в домике на космодроме - выдалась свободная минута перед началом заседания Государственной комиссии. И вот Сергей Павлович посмотрел на председателя Константина Николаевича Руднева, на меня и сказал полувопросительно: "А что, братцы, не слетать ли и мне туда, а?"

    Не любил пуски по понедельникам

    "Часто приходилось слышать о суеверии Королева, о его благоговейном трепете перед некоторыми приметами, - вспоминал доктор технических наук Марк Галлай. - Такого, конечно, не было! Но нельзя и утверждать, что он ими совсем пренебрегал". Королев страшно не любил пуски ракет по понедельникам. Но иногда они случались, и в такие дни он "бомбил" всех попадавшихся под горячую руку. Еще ненавидел, когда натыкался на старте на женщин". А еще Сергей Павлович всегда носил в правом кармане пиджака две монетки - на счастье.

    Поделиться