В 1974 году 28-летний московский режиссер Михаил Левитин поставил в ленинградском театре Комедии спектакль "Концерт для…" по текстам Жванецкого (как и писатель, режиссер - одессит по рождению). И сегодня в Петербурге работают актеры, занятые в той постановке: Ольга Антонова, Вера Карпова, Сергей Дрейден, Вячеслав Захаров. "Это была другая эпоха, о многом нельзя было говорить. Жванецкий тогда еще не был "дежурным по стране", - вспоминает акимовская актриса Вера Карпова.- Спектакль каждый раз хотели закрыть чиновники из управления культуры. "Ну, ладно, сыграйте последний раз, но уже без этого и этого..." И вычеркивали одну за другой фразы. Мы сыграли всего 11 спектаклей…".
Михаил Левитин написал в книге "Чужой спектакль": "Все было против. И прежде всего - Ленинград, такой далекий от мира героев Жванецкого… Любой спектакль должен соответствовать и принадлежать городу, в котором он поставлен. Вернее, незримо, десятилетиями существующим связям между городом и искусством. Мы затеяли странный спектакль с очень определенным южным колоритом, абсолютно открытый, без недомолвок и тайн. Пьесы в традиционном и не в традиционном понимании не существовало, был прекрасный материал как основание для работы. Как основание для общения - гуманного общения между людьми, между актерами и залом".
Теперь другие времена. Что крамольного в юмористических миниатюрах мудрого Жванецкого, написанных в ХХ веке:
- Мне 60 лет. Из них 3 года я провел в очередях. Я иногда болел. Иногда жаловался. Меня иногда вызывали. Мне назначали прием на двенадцать часов. Ни разу за мои 60 лет меня не приняли ровно в двенадцать. Кому-то нужно было мое время. Полчаса, час, два моей жизни, и я отдавал. Мне 60 лет. Из них на ожидание в приемных ушло два года. Два с половиной года я провел в столовых в ожидании блюд. Два года - в ожидании расчета. Год ждал в парикмахерской. Два года искал такси. Три года валялся на чемоданах в вестибюле гостиницы и смотрел собачьими глазами на администратора. Всем нужно мое время. У меня его мало. Но если нужно...
Звучит и один из самых замечательных рассказов писателя:
- Я никогда не буду высоким. И красивым. И стройным. Меня никогда не полюбит Мишель Мерсье. И в молодые годы я не буду жить в Париже. Я не буду говорить через переводчика, сидеть за штурвалом и дышать кислородом. К моему мнению не будет прислушиваться больше одного человека. Да и эта одна начинает иметь своё…Шоколад в постель могу себе подать. Но придется встать, одеться, приготовить. А потом раздеться, лечь и выпить. Не каждый на это пойдет...
Идет разговор о жизни, людях, времени, счастье, мечтах, любви…- на фоне репетиции перед концертом, на которую собираются музыканты и артисты. Калейдоскоп монологов и диалогов, маленьких философских притч.
Существует пьеса Жванецкого? Или вы собирали монологи, писали инсценировку?
Григорий Дитятковский: Конечно, это не пьеса, не то, что мы подразумеваем под этим словом, а вольное сочинение по произведениям Михаила Жванецкого. Высказывание, не претендующее на драматургическую, привычную форму. Попытка объединить в одно целое монологи автора разных времен. Мы и не стремились ставить пьесу. Тексты автора пробуждали видения чего-то незаурядного, задушевного. В смысле того, что за Душой стоит. В процессе репетиций и последовательность текстов уточнялась и состав исполнителей. Жаль, что многие тексты не вошли - формат одного вечера не позволяет. И потом, это очень рискованно побуждать людей так много слушать. К тому же, вне развития внешнего сюжета, развивающихся отношений между героями и т.д. Тем не менее тексты побуждали, даже обязывали, формировали право.
Что вы нашли в текстах Жванецкого?
Григорий Дитятковский: Я часто ловил себя на мысли, что читать Жванецкого раньше не приходилось, а вот слушал - нередко. Он обычно сам себя "подает", особенно в последнее время. Казалось, что эти тексты неразрывны с личностью того, кто их написал. Портфель, очки, вытянутая вперед рука, сжимающая как букет, пучок помятых листов писчей бумаги, знакомый прищур из -под очков… Оказалось, читать его - это увлекательное занятие. Читаешь эти бесконечные монологи и словно жизнь страны просматриваешь. Да и просто видишь, откуда ты родом. Люди проходят перед тобой. Много людей. Женщины, мужчины. Те, кого, кажется, знал, а кто-то до боли знаком. Такие разные, но "одного разлива". И один монолог переходит в другой как ручеек в речку, а речка в море, а море … И нет им конца. И говорят, говорят… И хочется верить, что их будут слушать. Ведь Они - наше будущее. В том смысле, что мы скоро будем там, где они сейчас. Мы же все идем туда, куда уходят Они.
В спектакле Григория Дитятковского заняты народные артисты России Георгий Корольчук, Ефим Каменецкий, заслуженные артисты России Ольга Белявская, Евгения Игумнова, Михаил Самочко (МДТ- Театр Европы), артисты Егор Бакулин, Руслан Мещанов. Сценографией занимался известный художник Владимир Фирер.
Лучше длинная живая очеpедь, чем коpоткая автоматная.
Рожденный ползать - везде пролезет.
Одно неосторожное движение, и ты уже отец.
Лучше с трудом заниматься любовью, чем с любовью заниматься трудом.
Женщин умных не бывает. Есть прелесть какие глупенькие и ужас какие дуры.
Курица прожила свое и бульоном укрепила здоровье автора.
Секс - самое забавное из всего того, чем я мог заниматься без смеха.
Когда в ЖЭК идти, я ночь не сплю.
Ближайшие показы спектакля "В осколках собственного счастья": 28 января, 9 и 19 февраля.
Справка "РГ"
Григорий Дитятковский родился в 1959 году в Киеве. В 1986 году окончил ЛГИТМиК по специальности "Режиссура драмы" (мастерская профессора Александра Музиля). С 1986 по 1995 год служил в Малом драматическом театре (МДТ). C 2004 по 2012 год - в БДТ имени Товстоногова.
Поставил около тридцати спектаклей в России и за рубежом. Премия "Золотой софит" в номинации "Лучший спектакль года" за спектакль "Мрамор" (1998); премия "Золотая маска" в номинациях "Лучший спектакль года", "Лучшая режиссура" за спектакль "Потерянные в звездах" (2001); лауреат премии "Арлекин" за спектакль "Снежная королева" (лучшая работа режиссера); лауреат Премии Правительства РФ за исполнение роли Иосифа Бродского в фильме "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину", 2010. В театре "Приют комедианта" идут его спектакли "Призраки" по пьесе Эдуардо Де Филиппо, "Пигмалион" Бернарда Шоу.