В Старой Руссе разгорелся спор о стеле "Город воинской славы"

Администрация и жители Старой Руссы никак не могут прийти к компромиссу. В 2015 году, после почти 10-летнего ожидания, ей было присвоено звание "Город воинской славы", и в соответствии с федеральным законом здесь должна быть установлена специальная стела. Члены городского Совета депутатов города Старая Русса проголосовали за один вариант, а власти Новгородской области почему-то не согласны.

Глас народа

Обсуждение вопроса о том, где рушане хотят видеть стелу, началось сразу после оглашения указа президента. На страницах местных СМИ и в Интернете организовывали опросы населения, была создана рабочая группа, в состав которой вошли архитекторы, строители, историки, в том числе из Великого Новгорода, а также представители общественности и районного Совета ветеранов.

Обсудили все 24 предложенных варианта. Искали место, где стела была бы хорошо видна, где гармонировала бы с окружающим ландшафтом, стала бы архитектурной доминантой местности. К декабрю 2015 года на официальное интернет-голосование выставили два варианта, а окончательное решение по выбору места должны были принять депутаты - в соответствии с федеральным законодательством. А народные избранники предложили свой вариант. Поначалу сквер на пересечении улиц Минеральная и Восстания у завода "Старорусприбор" не рассматривался, поскольку место было обещано для установки памятника ликвидаторам Чернобыльской катастрофы. Но представители чернобыльцев уступили зарезервированную площадку.

Депутаты руководствовались тем, что установленная в этом месте стела будет хорошо просматриваться как для людей, въезжающих в центральную часть Старой Руссы, так и для тех, кто город покидает. Кроме того, именно в этой части города шли ожесточенные бои за освобождение в годы Великой Отечественной войны. Здесь героически погиб батальон капитана Величко. Рядом с этим местом фашисты расстреливали советских военнопленных и мирное население Старой Руссы.

Отсюда и до парка Победы по улице Минеральная выстраивается настоящая "патриотическая линия", на которую как бы нанизаны самые разные этапы ратного подвига рушан. Заводские корпуса - это бывшие аракчеевские казармы военных поселян XIX века. На перекрестке с улицей Александровской - памятник "Орел" погибшим в годы русско-японской войны солдатам Вильманстрандского полка, квартировавшего в аракчеевских казармах. На другой стороне улицы - танк, пушки и музей Северо-Западного фронта. На следующем перекрестке начинается парк Победы с Вечным Огнем, где год назад была открыта еще и аллея Героев. Можно было бы и школьникам, и туристам рассказывать практически всю военную историю древнего города.

"А у нас больше прав!"

В апреле 2016 года депутаты горсовета определили местом установки стелы сквер у завода "Старорусприбор". Но вдруг воспротивился Совет ветеранов, от имени его членов губернатору области Сергею Митину было направлено письмо с жалобой на депутатов: мол, не прислушались к мнению ветеранов, пожелавших видеть стелу рядом с главной городской площадью. Дескать, там и места много для митингов, и Воскресенский собор через речку виден, и благоустраивать особо ничего не потребуется. Губернатор моментально согласился: стела будет на площади.

В мусорную корзину полетела разрабатываемая проектно-сметная документация на установку стелы у завода. Взамен были изготовлены видовые решения по привязке стелы к площади. Проект прошел защиту в областном комитете охраны культурного наследия, и, опуская все подробности, можно сказать, что новгородские ученые дали рушанам от ворот поворот. Добавив при этом, что если бы они всегда соглашались с мнением общественности, то все памятники, посвященные войне, оказались бы "воткнутыми" в Новгородский кремль (Детинец), охраняемый ЮНЕСКО.

Ученые посоветовали руководствоваться заключениями экспертов. А эксперты давно уже обнародовали свои выводы. На площадке у завода не потребуется проводить археологические работы. А вот на площадке перед памятником Ленину на краю площади - культурный слой от 2 до 4 метров. Именно здесь в XIX веке располагались гостиные дворы, разрушенные в годы войны. Значит, стоимость установки стелы существенно вырастет, а процесс может затянуться или вообще не состояться.

- При наложении на современную карту видно, что на том месте, куда ветераны хотят поставить стелу (на краю площади), мы натолкнемся на археологизированные остатки гостиного двора, - рассказывает Елена Торопова, начальник Старорусской археологической экспедиции. - И встанем перед выбором: сохранять их или уничтожать. Свободного места здесь нет. Разве что поставить стелу вместо памятника Ленину, перенеся его в другое место. Но это теми же ветеранами будет воспринято очень болезненно. Тем более что это не просто типовая скульптура вождя, а произведение искусства, созданное знаменитым скульптором Николаем Томским, земляком рушан.

Двойные стандарты

В 2017 году главную площадь Старой Руссы ожидает глобальная реконструкция. Предполагается воссоздать облик города-курорта, города Достоевского, привнеся в него стилистику XIX века. Из федерального бюджета на проект будет выделено 284 миллиона рублей. Проект и смета не подлежат каким-либо существенным изменениям. Руководители администрации района в устных разговорах с инициативной группой посетовали, что иначе Москва вообще может свернуть проект и не выделить ни копейки. По крайней мере так они отвечают на просьбы сохранить на главной городской площади три липовые аллеи, которые собираются вырубить. А вот стелу в существующий план обещают вписать. Раз так хотят ветераны...

Но представители старшего поколения публично потребовали, чтобы Совет ветеранов не приватизировал право выступать от имени всех ветеранов. И, не скрывая фамилий, высказывались за установку стелы в сквере у завода.

- Если бы в самом начале нам изложили объективную информацию (об археологии на площади, о том, что никакие частные дома у завода расселять не потребуется - чем нас вначале пугали), то мы бы никогда не проголосовали за то самое письмо губернатору, - возмущена Валентина Коровина, заслуженный работник курорта "Старая Русса". - А сейчас ситуация доведена до абсурда. Прикрываясь нашим именем, ломают волю депутатов.

Члены горсовета еще раз поставили на голосование вопрос об изменении апрельского решения о месте установки стелы, результат - решение не менять. И тут же были вызваны "на ковер" к главе области.

Председатель горсовета Александра Джумаева и председатель районной Думы Сергей Кузьмин поделились впечатлениями: никто "гром и молнии" не метал, но ссылки на ветеранов, на необходимость консолидации мнений звучали непрестанно. Губернатор настаивал на принятии "правильного решения". По-видимому, подразумевалось, что депутатское решение - неправильное.

- Мы пытались защитить свою точку зрения (что площадь - не лучшее место для установки памятника). Убеждены, что площадь должна постепенно приобретать исторический вид, вернуться к своей аутентичности, - рассказывает Александра Джумаева. - Но, к сожалению, не все депутаты Горсовета остались при своем мнении. В результате того, что уже на районном уровне на них оказывалось давление, часть из них свою позицию поменяла.

Повлияла и информация о том, что в случае установки стелы на площади губернатор Митин обещал выделить на реализацию проекта 40 миллионов рублей.

Управа на каждого найдется?

Откуда родилась сумма в 40 миллионов, сейчас уже не скажет никто. Но в середине декабря по инициативе главы Старорусского района Василия Бордовского в повестку заседания горсовета вновь был включен вопрос о стеле. С перевесом в один голос выбрано место для ее установки - рядом с памятником Ленину. На попятную пошли депутаты, возглавляющие учреждения образования, соцзащиты, культуры.

Местная администрация тут же провозгласила данное решение окончательным. И замерла в предвкушении обещанной денежной помощи. А тем временем из правительства Новгородской области в Старую Руссу пришло письмо, сообщающее, что "на 2017 год субсидия бюджету города Старая Русса на установку стелы... не предусмотрена".

Об этом в Старой Руссе еще мало кто знает. Это не афишируют. Но представителями неравнодушной общественности уже идет сбор подписей под петицией "Спасти город Достоевского и остановить разрушение его исторического облика". Люди продолжают верить, что в таком важном вопросе может и должен быть найден компромисс.