Согласно опросам, каждый третий HR-менеджер интересуется профилем кандидата в социальных сетях при подготовке к собеседованию. Вообще же при прохождении всех этапов найма виртуальный след изучают 76 процентов компаний, рассказала директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова.
- Конечно, то, как человек представлен в соцсетях - его фотографии, комментарии, публикации, сообщества, в которых он состоит, - все это может сыграть решающую роль, - говорит Ирина Веретенникова. - Если соискатель, судя по профилю, постоянно гуляет по барам, если на фотографии он выглядит непристойно или, например, оставляет много негатива в публикациях, вряд ли он может стать представителем серьезного бренда.
По наблюдению коммерческого директора крымского рекрутингового агентства Оксаны Волкиной, изучение профилей потенциальных сотрудников в соцсетях практикуют в основном средние и крупные компании.
- Я всегда изучаю страницы сотрудников в соцсетях, - говорит директор симферопольского рекламного агентства Светлана. - Не беру на работу тех, кто пишет о политике или публикует много селфи. Или фото в белье.... А какие телепередачи в приоритете - это неважно.
Директор завода "Фиолент" Александр Баталин считает, что жизнь в соцсетях не имеет значения, главное - квалификация и желание работать.
- У нас не принято изучать страницы, - рассказал он. - Молодые сотрудники проходят стажировку, - рассказал он. - Главное - чтобы человек был инициативным, ищущим, не боялся ошибаться.
Вместе с тем специалисты по кадрам напоминают, что профиль в соцсетях является, в некой степени, презентационной страничкой и, если на работодателя оттуда смотрит "озорной гуляка" вместо менеджера по работе с клиентами - до приглашения на собеседование или на работу дело может не дойти.
Помимо изучения страничек кандидатов в соцсетях, специалисты по кадрам применяют нестандартный подход - в некоторых случаях проводят стресс-собеседование.
- Например, намеренно задерживают встречу на 20-30 минут и наблюдают, как соискатель на это отреагирует, - говорит Оксана Волкина.
По ее словам, такое практикуют в основном крупные компании, когда принимают на работу топ-менеджеров, поскольку им нужен человек с лидерскими качествами, способный самостоятельно принимать решения.
Но иногда такие методы используют и мелкие компании, и не только при выборе людей на руководящие должности. В такую ситуацию попал симферополец Сергей, когда пытался устроиться на временную работу грузчиком.
- Собеседование проводил сын хозяина фирмы, мы с ним говорили минут 40, - рассказал он. - Интересовался, есть ли у меня высшее образование, знаю ли иностранные языки и какие книги читаю, кем вижу себя через 5-10 лет. Потом сказал, что подумает, стоит ли брать меня, и перезвонит. Когда он позвонил, я отказался от работы: чего ждать от такого чудаковатого работодателя - неизвестно.
Был и такой случай: на собеседовании руководитель спросил у кандидата на должность продавца-консультанта обувного магазина о последней прочитанной книге. Женщина назвала "Три товарища" Ремарка. В свою очередь работодатель заявил, что поскольку автора зовут Эрик Мария, то, о ужас, кандидатка читает женские романы! Соискательница растерялась и ничего ему не возразила. В итоге ей было отказано в работе из-за недостаточной литературной образованности.
Стиль ведения собеседования во многом зависит от должности. Если принимают менеджера по персоналу, который будет работать с большим количеством людей, руководителя отдела, или, например, пиарщика, то кандидаты должны быть готовы к нестандартным вопросам.
Вместе с тем специалисты признают, что, хотя соцсети в принятии решения о найме занимают не последнее место, чаще всего соискателю отказывают в работе из-за недостаточной компетентности: когда резюме не соответствует заявленному опыту или человек не может подтвердить свой профессионализм на деле. Неискренность или ложь также часто являются поводом для отказа.
- Я никогда не возьму на работу человека, который ругает бывших работодателей, начинает спорить со мной во время собеседования, и по нему видно, что он конфликтный, - говорит директор рекламного агентства.
Чтобы собеседование принесло положительный результат, Ирина Веретенникова советует приходить на него вовремя, опрятно одетым, соискательницам - без чрезмерного макияжа. Потому что именно по этой встрече потенциальный работодатель может составить впечатление о том, насколько пунктуален кандидат и будет ли он соблюдать деловой этикет.
Справка "РГ"
За 2016 год число зарегистрированных безработных в Крыму сократилось на 30 процентов - до 5,5 тысячи человек. В регионе по-прежнему самыми востребованными являются рабочие специальности, а также медики, менеджеры по продажам и рекламе. Самый низкий уровень безработицы в Симферополе, Ялте, Керчи, Симферопольском и Бахчисарайском районах. Наивысший - в Раздольненском, Советском, Первомайском, Красноперекопском и Белогорском районах.