По чему учимся
Поводом для проведения журналистского расследования стал попавший в редакцию Центрально-Азиатского представительства "Российской газеты" документ, в котором одно из ведущих российских издательств выражает обеспокоенность ситуацией с возможной поставкой в Киргизию контрафактных учебников для школ. В письме говорится, что еще в октябре 2016 года Свердловским районным центром образования города Бишкека был проведен тендер на приобретение книг московской типографии "Алгебра" для 8-го и 9-го классов в двух частях от автора А.Г.Мордковича. Однако, по информации российских полиграфистов, "по состоянию на 16 декабря 2016 года ни одна книготорговая компания Киргизии и России не обращалась в издательство как к правообладателю с предложением закупа".
Возникает вопрос: откуда и как учебники попали в республику? Специалисты предположили, что вышеназванные издания "могут быть контрафактной продукцией, и их распространение является нарушением авторских прав и создает угрозу для здоровья учащихся".
"РГ" попросило прокомментировать ситуацию сотрудников министерства образования и науки КР. По словам специалиста ведомства Чинары Осмоновой, минобразования Киргизии не обладает полномочиями проводить проверки предпринимателей. Что же касается тендера на закупку учебников, то ведомство обещало провести всестороннюю проверку.
Как удалось выяснить, с определением качества книг в Киргизии действительно есть определенные трудности. Оказалось, что ни у одной структуры, включая правоохранительные ведомства, нет специального оборудования. Относительно же соблюдения авторских прав, в Государственной службе интеллектуальной собственности и инноваций при правительстве КР комментировать ситуацию просто не стали. Правда, в ведомстве пообещали со своей стороны разобраться и посоветовали обратиться в Госагентство антимонопольного регулирования. В последнем сообщили о готовности "провести все необходимые мероприятия" для выявления фактов продажи контрафактной печатной продукции для школ.
В Государственной таможенной службе Киргизии, в свою очередь, пояснили, что фактов поступления учебников из стран, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), у них не зафиксировано. В то же время тот товар, что завозится с территории государств-участников ЕАЭС, таможенному досмотру не подлежит.
На все руки ксерокс
Самые популярные точки в Бишкеке, где родители нередко ищут школьные принадлежности для детей, - два подземных перехода в городском центре. Именно там корреспондент "РГ" наблюдала следующую картину.
Продавец протягивает женщине учебник русского языка для 6-го класса. Год выпуска книги - 2003-й, и, хотя на дворе январь 2017-го, книга словно только что из типографии. Учебник новенький, с запахом краски.
- Откуда? - поинтересовалась покупательница.
- Из России недавно завезли. Свежая партия, - уверенно отвечает реализатор.
- А почему год выпуска 2003-й, шрифт какой-то нечеткий, а снимки смазанные и темные? - продолжает настойчиво интересоваться женщина.
- Не нравится - не берите! - отрезает продавец и утыкается в свой мобильный телефон. Покупательница вздыхает и протягивает деньги.
В одной из издательских компаний КР, куда "РГ" обратилась за консультацией, пояснили, что подобный продукт, скорее всего, является контрафактным, отпечатанным в подпольной типографии. Во-первых, в выходных данных не содержится информации о праве на переиздание, а во-вторых, согласно стандартам, утвержденным министерством образования РФ (учебник русского языка все-таки российский - прим. ред.), срок его годности - пять лет. После в издание вносятся изменения и дополнения.
- Для того чтобы отличить оригинальный учебник от подделки, достаточно помнить, что в лицензионной книге шрифт читабелен и отпечатан отчетливо, - рассказывает эксперт Иван Фадин. - Но представьте, что далее мы ксерокопируем данный лист на желтую или серую бумагу. Что мы видим? Шрифт становится менее различимым и смазанным. Контрафактный учебник - это не что иное, как множество подобных листов, сшитых в книгу.
В поисках "чернокнижников"
Киргизия у "левых" полиграфистов на особом счету. Пользуясь тем, что в республике с соблюдением прав интеллектуальной собственности есть немалые проблемы, а дефицит учебных пособий огромен, "чернокнижники" нашли здесь прекрасный канал сбыта.
В регионах Киргизии, вместе с тем, нехватка учебников в сельских школах настолько велика, что родители готовы покупать их даже в черно-белом исполнении на бумаге самого низкого качества. И "производители", прекрасно знающие об этом, не спешат поставлять на областные рынки цветные издания. Зачем, если и черно-белые раскупают? Тем более, что и цены этому способствуют. Напечатанные "пиратами" книги или тетради продаются со значительной скидкой по сравнению с оригинальной лицензионной продукцией.
Ряд экспертов, специализирующихся в области соблюдения авторских прав, считают, что рынок контрафактной полиграфической продукции, особенно учебников, в Киргизии занимает третью позицию после наркобизнеса и незаконной торговли людьми.
Вместе с тем медики республики уже давно бьют тревогу. По их мнению, контрафактные учебники представляют серьезную опасность для здоровья школьников. Для снижения себестоимости нелегальной продукции "пираты" используют в полиграфии самую дешевую краску, в которой содержание вредных веществ в разы превышает допустимые нормы.
В России головной испытательный центр издательской продукции РАМН провел выборочную сравнительную экспертизу подлинных и контрафактных учебников. Вывод однозначен: поддельные школьные пособия могут нанести вред здоровью детей! Согласно проведенному исследованию, "пиратская" продукция не соответствует гигиеническим требованиям к качеству печати и бумаги, что может привести к повышенному зрительному утомлению, его кумуляции и способствовать развитию близорукости у школьников. Такие издания недопустимо использовать в учебном процессе в соответствии со статьей 28 Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Когда верстался номер
Как стало известно "РГ", в 2017 году министерство образования и науки КР совместно с правоохранительными органами и государственной службой интеллектуальной собственности и инноваций наметило ряд мероприятий, целью которых станет выявление подпольных типографий, занимающихся незаконным изготовлением учебно-методической литературы для средних школ, а также каналов поступления в республику контрафактной книжной продукции.