Первое заседание польского Сейма, намеченное на полдень 11 января, состоялось лишь спустя семь часов и продлилось всего две минуты. Затем спикер палаты Марек Кухчиньский перенес заседание на утро четверга, а в четверг - объявил перерыв до 25 января. Конфликт принципов: "не отступим" - властей и "не позволим" - оппозиции ударяет по польским регионам, которые не в состоянии сформировать местные бюджеты пока нет ясности с бюджетом федеральным. Ясность в ситуацию, судя по всему, может внести только конституционный суд: большая часть оппозиционных партий в Сейме считает бюджет, формально одобренный обеими палатами парламента и переданный на подпись президенту, нелегитимным.
Подобного конфликта вокруг бюджета в стране Европейского союза действительно не мог ожидать никто. В результате политического противостояния между правящей партией и оппозиционными "Гражданской платформой", "Современной" и "Польским крестьянским союзом", депутаты, представлявшие партию большинства, голосовали за бюджет в неприспособленном для этого помещении путем поднятия рук. Претензии оппозиции вызваны тем, что в зале находились посторонние, и подсчет этих поднятых рук мог быть неправильным. К тому же, вопреки традициям, все поправки оппозиции, а их было более трехсот, в том числе, например, выделение денег на строительство концертного зала для всемирно известного оркестра Sinfonia Varsovia, не рассматривались по отдельности, а были исключены одним голосованием.
"Этот конфликт является следствием несовершенства законодательства, - пояснил "РГ" депутат Сейма Павел Кукиз, музыкант, глава парламентской фракции Kukiz'15. - Я считаю, что законодательная основа - конституция - написана так общо, что ее трактовка может меняться в зависимости от того, в чьих руках находится власть и кто назначает судей конституционного суда. Речь идет об огромном интерпретационном потенциале. Я оставил музыку и пришел в парламент, прежде всего, с надеждой получить право влиять на это. Но реальность такова, что, хотя форма принятия этого бюджета вызывает большие разногласия, право сконструировано так, что легализует даже и такие формы. Эта "демократия" заключается в том, что партия, которая выигрывает выборы и получает возможность на выдвижение своих судей в конституционный трибунал и влияние на трактовку основного закона, имеет ровно такие же инструменты власти, как когда-то Польская Объединенная Рабочая Партия (ПОРП). Она может объединять под своим руководством власть законодательную, исполнительную и судебную. И это не относится только к ситуации "Права и справедливости" - точно такие же права были у правившей до 2015 года коалиции "Гражданской платформы" и "Польского крестьянского союза". Они точно также пользовались этой конституцией, только, в отличие от нынешних властей, делали это с улыбкой. У них был совершенно другой пиар - не сермяжный, а привлекательный европейский. Но в контексте внутренней ситуации они принесли гораздо больше вреда, чем нынешние власти".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"