По инициативе Станислава Говорухина в Госдуму внесен законопроект о сокращении рекламных пауз во время показа художественных фильмов по телевидению. В конечном результате авторы хотят, чтобы были внесены соответствующие поправки в законы "О государственной поддержке кинематографии" и "О рекламе". Цель законопроекта - сделать так, чтобы реклама не нарушала художественную целостность фильма, как объекта авторского права.
"Проектом федерального закона предлагается разрешить распространение рекламы только непосредственно до демонстрации или после демонстрации кинофильма на телеканале. Для того, чтобы показывать рекламу во время демонстрации кинофильма, телеканалу потребуется согласие правообладателя", - говорится в пояснительной записке к документу.
В законопроекте акцент делается на том, что зрителя необходимо предупреждать о трансляции рекламы. При этом длительность рекламных роликов не должна превышать двух минут. Также авторами предлагается запретить ускорение финальных титров кинофильма, если там звучит авторская музыка.
В документе ссылаются на то, что при использовании музыкального сопровождения во время ускоренного показа титров, авторы музыки к кинофильму лишаются права на предусмотренное четвертой частью Гражданского кодекса авторское вознаграждение за использование музыкального произведения.
Предлагается и путь решения проблемы - дать право телеканалам сокращать заключительные титры только в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии, а в случае наложения музыкального сопровождения на титры кинофильма должно быть получено согласие автора музыкального произведения.
Обозреватель "РГ" обратилась за комментариями на три крупнейших телеканала, которые, во многом выживают за счет рекламы. Они же - лидеры по рекламе, по данным Федеральной антимонопольной службы РФ. Речь о Первом канале, ВГТРК и НТВ. Везде был получен ответ, что законопроекты каналы никогда не комментируют. Если же инициативу примут, и будут внесены соответствующие поправки в законы, тогда, возможно, последуют ответы от самих вещателей.
Следует добавить, что с точки зрения рынка, если инициатива Станислава Говорухина будет одобрена, велик шанс, что доходы интернет-рекламы во многом превысят телевизионные, и эта тенденция уже имеет место. Заметим, что на официальных бесплатных киносайтах рекламу показывают до демонстрации фильмов и титры не ускоряют.
Наталья Мокрицкая, продюсер ("Битва за Севастополь", "Зоология", "Класс коррекции", "Изображая жертву" и другие картины):
- Правильная инициатива. Давно пора. Иногда уже непонятно, что ты смотришь - яркий рекламный ролик с небольшими вставками скучного фильма или наоборот. Надеюсь, что на цене закупаемого кино это не отразится".
Алексей Айги, композитор, автор музыки к большинству современных российских художественных фильмов и сериалов ("Любовник", "Страна глухих", "Шагал-Малевич", "Переводчик", "Саранча", "Доктор Тырса" и других):
- Я считаю, что ускорять или отрезать титры - просто хамство, неуважение к авторам и нарушение всех норм. Да и любая выскакивающая поверх идущего изображения реклама должна быть запрещена. В общем, нужно строгое регламентирование количества рекламы во время показа кино и сериалов и полный запрет как-то вмешиваться в готовые произведения: что-то отрезать, ускорять, накладывать сверху текст, изображение и так далее. Я сам в российских кинотеатрах досиживаю до конца титров, несмотря на то, что уже включают свет и уборщицы начинают бить тебя по ногам шваброй.
Владислав Пастернак, кинопродюсер:
- "Для того, чтобы показывать рекламу во время демонстрации кинофильма, телеканалу потребуется согласие правообладателя" - видимо, вся эта инициатива выльется в типовой договор, где этот пункт про согласие на рекламные паузы будет прописываться покупателем/телеканалом, только и всего. Соответственно, и в договорах с режиссерами продюсеры будут это прописывать отдельной строкой (лично я на всякий случай это делал и раньше, а теперь это станет очевидной необходимостью). Эфирное телевидение - это всего-навсего рекламный носитель. Контент - повод показать рекламу и не более того, потому что ТВ зарабатывает на рекламе, а не на контенте. Закон, запретивший рекламу в детских передачах, убил детские передачи на ТВ. Фильмы, в которых будет запрещено показывать рекламу, ТВ или вовсе перестанет показывать, или будет показывать раз в год, в имиджевых целях. Если нельзя будет показывать рекламу или она подешевеет - а при таких условиях она подешевеет непременно - упадет и закупочная цена контента. Телевидение и так предпочитает показывать сериалы, а не полнометражные картины, и цены на полные метры давно упали. Закон еще раз ухудшит ситуацию, поспособствует дальнейшему усилению зависимости кинопроизводства от господдержки, в очередной раз снизив доходы от вторичных рынков сбыта. Если какие-то производители или режиссеры сериалов откажутся разрешать размещение рекламы в их продукции - лишний раз снизятся и цены на сериалы. А значит, упадут бюджеты и еще раз упадет качество. Это вообще не дело Думы, регулировать объемы рекламы на телевидении.
Андрей Прошкин, кинорежиссер (фильмы "Орда", "Орлеан", "Переводчик" и другие)
- В свое время запретили рекламу в детских передачах, в том числе и в фильмах. Это привело к смерти детского кино на ТВ, которое было главным каналом показа для русских, то есть малобюджетных, детских фильмов. Реклама на эфирных каналах - неизбежное, но, увы, необходимое зло. Спасение от рекламы - в кабельных каналах. Но платное ТВ у нас пока недостаточно развито. Вот и весь разговор. Если закон предполагает изъятие части выручки, он, видимо, должен предложить иной источник дохода. Карман Говорухина?
Николай Лебедев, режиссер ("Звезда", "Легенда номер 17", "Экипаж"):
- Вот что бы я ввел обязательно, так это указание специальным титром перед телевизионным показом фильма, что картина подверглась сокращениям или изменениям, исходя из рейтинговых или иных соображений (разумеется, в случае, если таковые были сделаны, - а они ведь сейчас делаются на ТВ довольно часто, но это не сообщается). Ибо зритель имеет право знать, что смотрит не оригинал, а купированное кино, где концы не всегда сойдутся с концами. И автор фильма имеет право на указание, что его работа подверглась изменениям.
Гевонд Андреасян, продюсер ("Земелетрясение", "Мамы", "Ограбление по американски"):
- Просто перестанут показывать кино, и цены будут ниже при покупке.
Ильдар Исламгулов, режиссер:
- Рекламу сокращать не нужно, а титры показывать нужно. Но лучше бы интернет-пиратством Говорухин занялся. Не там дьявола ищет. Интернет-пиратство сегодня пожирает основную недополученную выручку от фильмов.
Рауф Кубаев, кинорежиссер и кинодраматург:
- Если вы внимательно смотрите американские сериалы, то можете увидеть, как в каждой серии есть два-три момента, когда действие теряет логику. Например, Злодей наставляет на героя пистолет со словами: "Тебе конец". И - черное поле. То есть чернота секунд на 6. А потом - снова Здодей, повторяющий: "Тебе конец". Глупость, да? Но это черное 6-секундное поле - место для рекламы. Авторы там изначально готовят такие "крючки" - внутри серии, для рекламы. Чтобы зритель ждал и не переключался. Реклама - двигатель торговли. Сериалов - в буквальном смысле. Чем выше рейтинг, тем дороже реклама - и будущие бюджеты. И последнее. Ни сценаристы, ни режиссеры не являются сегодня правообладателями. Я вам больше скажу. Если вы говорите, что ваш фильм способна испортить реклама - вы или Бог в прямом смысле, или очень наивный человек.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"