Во многих случаях дистанционная медицина - большое благо. Если бы не информтехнологии, то, к примеру, детей, пострадавших в аварии в Ханты-Мансийске, не могли бы оперативно проконсультировать ведущие столичные нейрохирурги. Подобные консультации сегодня отнюдь не редкость: главные специалисты минздрава в экстренных случаях - будь то пожар, эпидемия или массовое отравление - помогают своим региональным коллегам быстро оценить состояние пострадавших и выбрать правильную тактику лечения.
Возможность отправить результаты обследования сложного пациента в ведущую клинику и получить заключение, - это тоже дистанционная медицина. Внедрение единых электронных медицинских карт, благодаря которым врачи получат оперативный доступ к истории болезни пациента, где бы он ни оказался, уже идет полным ходом, и полностью завершится к концу следующего года, об этом рассказала министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Впрочем, наиболее жаркие дискуссии вызывает другой момент: уже сейчас некоторые частные клиники предлагают пациентам "заочный" прием у врачей-специалистов. Пациент общается с доктором по телефону или скайпу, получает назначения на сдачу анализов, отправляет результаты по электронной почте. В ответ получает заключение доктора и рекомендации по лечению.
Насколько такая деятельность может быть узаконена? Законопроект предусматривает проведение дистанционных врачебных консультаций. Правда, оговорок здесь может быть очень много. Одно дело - давать "заочные" рекомендации, корректировать лечение больному, которого доктор хорошо знает и "ведет" уже долгое время. Совсем другая история - когда речь о первом обращении за врачебной помощью. И совсем иной подход, не допускающий возможности принимать решение заочно, когда больной находится в остром состоянии.
В министерстве подчеркивают: законопроект носит общий, "рамочный" характер. В нем не ставилась задача прописать конкретный порядок проведения консультаций. В документе также не уточняется, в каких именно случаях очный визит к врачу признается необходимым - это все еще предстоит проработать.
"Дистанционная медицина - это скорее вспомогательный инструмент, направленный на увеличение доступности медицинской помощи, - пояснил "РГ" глава департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олег Салагай. - Ни в коем случае заочное общение пациента с врачом не может заменить очного приема и осмотра - именно такого подхода к данному вопросу поручила придерживаться министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Поэтому абсолютно не обоснованны опасения, что если мы разрешим дистанционные медицинские консультации, например, из отдаленных или труднодоступных территорий, мы тем самым допустим уменьшение доступности очной медицинской помощи. Это совершенно не так. Напротив, дистанционное взаимодействие сможет значительно сократить время на расшифровку диагностических исследований, уменьшить количество посещений врача при хронических заболеваниях, при условии передачи данных, показателей состояния здоровья пациента, даст возможность заочно обсудить вопросы пациента о необходимости очного приема".
Главное, что и при дистанционном способе общения с пациентом врач будет по-прежнему полностью нести ответственность за свои действия.