16.01.2017 13:00
    Поделиться

    В Томске придумали, как получить дешевый и качественный бензин

    Томские ученые разработали уникальный способ производства дешевого и высококачественного автомобильного бензина.

    Специалисты Томского политехнического университета нашли решение актуальной для нефтегазовой отрасли проблемы утилизации попутных нефтяных газов и удешевления производства бензина.

    Разработанные учеными нанотехнологии позволяют перерабатывать газовые конденсаты и попутные нефтяные газы в высококачественный автомобильный бензин и другие ценные продукты.

    - Для получения 10 тысяч тонн высокооктанового бензина необходимо переработать примерно 100 000 тонн нефти, - сообщили "РГ" в пресс-службе Томского политехнического университета. - А газового конденсата для получения такого же объема продукции потребуется всего около 15 тысяч тонн, что позволяет существенно экономить на сырье.

    Проблема в том, что газоконденсат и попутные нефтяные газы существенно труднее перерабатывать, чем нефть. Молекулы метана и этана, входящие в их состав, являются химически инертными и практически никак не взаимодействуют с другими молекулами.

    - В результате в большинстве случаев попутный нефтяной газ сжигается на многих нефтепромыслах и нефтеперерабатывающих предприятиях в хозяйственных целях - из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, - говорит руководитель лаборатории ТПУ Владимир Ерофеев.

    Томские ученые разработали модифицированные наноструктурированные цеолитные катализаторы, позволяющие решить данную проблему.

    - Переработку газоконденсата и ПНГ с помощью таких катализаторов проводят на специальных каталитических установках, - рассказывают политехники. - Поступая в реактор, прямогонный бензин газоконденсата или газообразная фракция сначала нагревается до определенной температуры, а затем вступает во взаимодействие с катализаторами и модификаторами.

    В результате всех этих сложных химических процессов ученые получают низшие олефины, арены или высоколиквидные высококооктановые бензины класса "Евро 5" и "Евро 6".

    По словам ученых, такие установки по переработке газовых конденсатов можно использовать прямо на месторождениях. Они полностью автоматизированы и мобильны.

    Новым способом получения бензина уже заинтересовались предприятия нефтегазовой отрасли. Томские нанотехнологии позволят не только экономить при производстве топлива, но и сберегать нефтяные запасы

    Поделиться