Новости

16.01.2017 21:35
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Трагический клоун

БДТ посвятил легендарному актеру Евгению Лебедеву специальный проект
В Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова открылась фотовыставка, посвященная Евгению Лебедеву, - редкие кадры, от детских фотографий и первых ролей на сцене тбилисского ТЮЗа до главных работ в БДТ. На сайте театра открылась медиатека: до 22 января, здесь можно увидеть спектакли с участием Лебедева. Театровед Ирина Шимбаревич, заместитель худрука БДТ, хранитель истории и традиций БДТ эпохи Товстоногова (двадцать лет работала рядом с народным артистом, которому исполнилось бы на днях 100 лет), представила авторскую программу "Евгений Лебедев. Актер века".
"История лошади" по повести Л.Н. Толстого "Холстомер" - одна из выдающихся ролей Евгения Лебедева. Фото: Пресс-служба БДТ имени Г.А. Товстоногова "История лошади" по повести Л.Н. Толстого "Холстомер" - одна из выдающихся ролей Евгения Лебедева. Фото: Пресс-служба БДТ имени Г.А. Товстоногова
"История лошади" по повести Л.Н. Толстого "Холстомер" - одна из выдающихся ролей Евгения Лебедева. Фото: Пресс-служба БДТ имени Г.А. Товстоногова

Коллеги актера поделились с "РГ" воспоминаниями о нем.

Олег Басилашвили, народный артист СССР:

- Каким он был в жизни? Разным. Нормальным живым человеком. Обожал свою родную Волгу, часто пел волжские песни, про бурлаков. Евгений Алексеевич рассказывал мне, какое тяжелое у него было детство. Отца-священника и мать репрессировали, Женя скрывался, прятал родную младшую сестру, пытался выдать ее за девочку, которую якобы нашел где-то на улице, чтобы ее не арестовали, как члена семьи врага народа... Рассказывал, как поступил в Москве в театральное училище, как засыпал на лекциях, потому что ему негде было ночью спать (спал под сценой на каких-то пыльных мешках), и из лекций помнил только одно странное слово: "вакуоли". Что это такое - он не знал (и я не знаю тоже). Уставший юный человек, без дома, семьи, без одежды, с трудом пробивал себе дорогу в жизнь.

Лебедев любил работать на эстраде, там он разворачивался во всю свою мощь. Можно вспомнить его Бабу Ягу, которая занимала на сцене минут 15 - как он чихал, приговаривал! Обожал пластическую жизнь своего персонажа. В "Энергичных людях" по Шукшину мы вместе играли. Его герой - жулик, который боится, что его посадят. Гениально Лебедев играл сцену, когда после безумного пьянства тот просыпается утром и хочет опохмелиться. Сцена длилась 20 минут! Студентам надо учиться, что такое этюд.

Когда играл Лебедев, вся группа хохотала! А Шукшин, стоя за камерой, плакал

Георгий Штиль, народный артист России:

- Первый раз я увидел Евгения Лебедева в гениальном спектакле Товстоногова "Варвары" Горького. Он так здорово играл Монахова, а его жену - Танечка Доронина. Если сейчас показать запись спектакля, был бы потрясен весь мир, я убежден. Когда я был студентом, то видел, как Георгий Александрович репетирует с Лебедевым и Смоктуновским "Идиота". Какой диалог в поезде был между ними - это фантастика! Импровизировал великолепно. Остроумный, веселый человек. Выдумщик колоссальный. Он блистательно играл "На всякого мудреца довольно простоты" Островского - старика Крутицкого. Когда он вытаскивал изо рта вставные челюсти и шамкал, когда мимо него проходила Мамаева (Людмила Макарова), он так на нее смотрел и одновременно расстегивал ширинку, все хохотали так, что можно было с ума сойти.

Сергей Снежкин, кинорежиссер:

- "Ленфильм", 1987 год, мой дебют - "Петроградские гавроши". Я ехал в Москву в поезде, в соседнем купе оказались Евгений Алексеевич с женой Нателой Александровной, рассказал им о фильме и предложил роль Лебедеву. Натела сказала: "Женя, соглашайся!" Лебедев не любил кинематограф, стеснялся его. Его любовь - театр. Моя первая картина, собственно, паразитирование на лице Лебедева, на его актерском таланте. Это актер, дарование которого вышло из веков. Для него надо было создать особый кинематограф, в существовавшем ему было тесно. Кино боялось ярких актерских дарований. Пытались отрубить ширь таланта Лебедева, а он не давался. В актерском отделе студии существовал штамп - отрицательное обаяние. В 50-60-е годы он играл записных подлецов, потом - комических стариков. Мне рассказывал режиссер Виктор Трегубович, как Лебедев играл Броньку Пупкова в "Странных людях". Вся группа хохотала! А Шукшин, стоя за камерой, плакал. Трегубович сказал: "Васька! Ты не видишь, что он переигрывает?" На что Шукшин послал его. "Вы все ничего не понимаете!"

Кстати

Умер актер в Санкт-Петербурге 9 июня 1997 года. Похоронен в музее-некрополе "Литераторские мостки" Волковского кладбища. Рядом в 2013 году похоронили его жену Нателу Товстоногову.

Культура Театр Драматический театр Культура Арт Фотография Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники