Евгений Водолазкин, писатель:
Неплохо было бы, если бы отечественная история изучалась вместе со всемирной. Эти два предмета, на мой взгляд, могли бы идти параллельным курсом. Мировая история обязательно должна присутствовать в осознании важных для нас дат русской истории. К слову, Нестор Летописец, один из авторов "Повести временных лет", первое, что делает, так это выявляет место русских во всемирной истории. Определяет, от какого колена происходят русские, вычисляет, что от Афетова, и так далее. Ощущение себя в мировом контексте - некий универсализм, одна из наших традиций, которую нужно поддержать. "РГ" пишет: у школьников порой не укладывается в голове, что, к примеру, Иван III был современником Колумба, так вот, мне кажется, параллельные курсы истории помогли бы детям.
Кроме того, я считаю, следует не просто изучать Русь или Россию в контексте Всемирной истории, но и в контексте, скажем, истории европейской, так как мы - европейцы. И это, кстати, любимая мысль Дмитрия Сергеевича Лихачева: несмотря на наши контакты с самыми разными народами, мы по происхождению и развитию европейцы, просто Россия - это другая Европа. Европа византийская, которая продолжила свое развитие на Руси, погибнув в 1453 году. Надо понимать, мы - европейцы, особенно сейчас, когда наша европейская сущность ставится порой под сомнение.
Преподавателям стоит показать школьникам, что у нас есть общие христианские и историко-культурные традиции, которые охватывали все народы от Волги до Ламанша. Как специалист по Древней Руси могу сказать, что у нас с Европой очень похожи историографические и агиографические сочинения, у нас почти одни и те же жанры христианской литературы. А Лихачев как раз любил повторять, что даже те восточные сюжеты, которые присутствуют в древнерусской литературе, пришли к нам с Запада через испанское посредничество. И, чтобы ощущать себя в правильном контексте, как часть культуры и истории Европы, было бы полезно синхронизировать изучение русской и Всемирной истории.