Эта инициатива содержится в Национальном плане развития конкуренции, который президент планирует утвердить в этом году.
Об этом и о других законодательных новациях ФАС "Российской газете" рассказал замглавы антимонопольного ведомства Сергей Пузыревский.
Антимонопольная служба предложила дифференцировать размеры штрафов для бизнеса за разные виды нарушений антимонопольного законодательства - картельные сговоры, согласованные действия, вертикальные и иные соглашения. В чем суть поправок?
Сергей Пузыревский: Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заключение антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции, к незаконным согласованным действиям или к координации экономической деятельности.
При этом различные виды антиконкурентных соглашений отличаются по степени их общественной опасности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо дифференцировать административную ответственность за такие виды правонарушений.
ФАС России действительно разработала законопроект, в котором предусмотрено, что по мере снижения общественной опасности таких соглашений пропорционально будет сокращаться штраф. Так, для соглашений в виде картеля предлагается установить наибольший размер административной ответственности: для должностных лиц штраф от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, для юридических лиц - штраф от 0,03 до 0,15 процента размера выручки правонарушителя от реализации товара на рынке.
Для "вертикальных" соглашений размер административной ответственности предлагается снизить. Проект поправок в КоАП устанавливает административную ответственность для должностных лиц в виде штрафа от 15 до 30 тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок до 1 года, для бизнеса - штраф в размере от 0,01 до 0,05 процента размера выручки правонарушителя от реализации товара на рынке.
Размер административной ответственности за заключение соглашений органами власти мы предлагаем оставить прежним: штраф для должностных лиц в размере 20-50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет.
ФАС также разработала предложения по изменению законодательства в сфере тарифного регулирования. Расскажите, пожалуйста, об основных новациях этого документа.
Сергей Пузыревский: Это еще одна важная тема, над которой мы работаем. Наши предложения призваны унифицировать требования к регулированию тарифов в разных отраслях экономики. В них заложен принцип обеспечения стабильных и недискриминационных условий для предпринимательской деятельности в сферах, где тарифы регулирует государство.
Там есть и другие важные принципы. В их числе такие, как установление тарифов исходя из их экономической обоснованности, долгосрочный период установления тарифов, открытость деятельности регулируемых субъектов и региональных регуляторов.
Какие законодательные изменения антимонопольная служба планирует подготовить в 2017 году?
Сергей Пузыревский: Из планов на 2017 год - принятие указа президента, утверждающего Национальный план развития конкуренции. Он должен провозгласить задачу развития конкуренции национальным приоритетом и дать конкретные поручения федеральным и региональным органам власти по развитию конкуренции в различных отраслях экономики.
Национальный план развития конкуренции позволит остановить усиление государственного монополизма в экономике.
Самая опасная тенденция этого проявления - огромный рост ГУПов и МУПов (государственных и муниципальных унитарных предприятий. - Прим. ред.). За последние три года их количество увеличилось в два раза. Унитарное предприятие, выходя на конкурентный рынок, через определенный период его монополизирует, а частный бизнес дискриминируется, что приводит к его уходу из различных сфер деятельности, где он мог бы развиваться.
Национальный план развития конкуренции помимо дерегулирования отдельных отраслей предполагает запрет на создание унитарных предприятий на товарных рынках, которые находятся в условиях конкуренции.
Документ направлен в правительство, сейчас эти предложения всесторонне обсуждаются.