Многие цирковые эксперты связывают коммерческие неудачи К. Фелда с тем, что он вынужденно отказался использовать в своих программах слонов, не выдержав борьбы с обществами защитников животных. Любимцы публики исчезли из манежа, а вместе с ними пошли на убыль доходы компании, что, в конечном счете, привело к решению о ее закрытии. По существу, мы присутствуем при закате огромной цирковой империи, но при этом никому и в голову не придет, что все дело в недобросовестной конкуренции со стороны, скажем, Большого Московского цирка или какой-то другой труппы из-за рубежа, и уж тем более не слышно голосов, требующих ограничить присутствие иностранных цирковых программ на аренах Нового Света. К сожалению, стратегия компании К. Фелда, в которой не отражались новые вызовы времени, определила ее судьбу.
Мировое цирковое искусство, как и требования к нему, его география, самый контекст его существования заметно изменился и за минувшие сто пятьдесят лет, и - особенно - за четыре последних десятилетия, с той поры, когда в 1977 году в Нью-Йорке жонглер и клоун Пол Биндер вместе со своим коллегой Майклом Кристенсеном создали знаменитый The Big Apple. Они вернули на американскую почву дух европейского цирка, его душевные отношения со зрителями. Но еще больший удар по традиционной цирковой индустрии США и Канады был нанесен через семь лет Ги Лалиберте и Жилем Сен-Круа, создателями теперь уже легендарного Цирка дю Солей, Цирка Солнца, который в ХХI веке превратился в огромную цирковую корпорацию, где работает более 4000 человек. В 1993 году о себе заявил еще один, ныне прославленный, канадский коллектив - Цирк Элуаз. В начале 2000-х в столице Квебека (Канада) показал свою первую программу театр-цирк "Семь пальцев одной руки", а Монреаль благодаря серьезной финансовой поддержке государства, стимулирующей развитие циркового искусства, - стал подлинной столицей циркового мира. Здесь многочисленные цирковые компании и школы собрали под свои знамена не только лучших артистов из разных стран, но и первоклассных режиссеров, сценографов, хореографов, вспомогательный персонал...
Как правило, новые цирковые коллективы работают без животных, получая за это специальные гранты международных и национальных организаций "зеленых". Но бывают и примечательные исключения, - например, знаменитый французский Театр-цирк "Зингаро", в котором под руководством его создателя и идеолога Бартабаса рождаются пленительные спектакли, где люди и лошади становятся единым целым, где не всегда поймешь, кто ведущий, а кто ведомый. Не случайно Бартабас признался однажды, что с людьми ему бывает значительно сложнее, чем с лошадьми.
Но, так или иначе, очевидно, что большие цирковые номера с участием хищников, крупных экзотических животных, чем всегда славился и цирк братьев Рингли, Барнаума и Бейли, как и русский, и советский цирк, сегодня принимают далеко не во всех странах. И как бы мы ни гордились гуманными методами отечественных дрессировщиков, рожденными в творчестве легендарных братьев Анатолия и Владимира Дуровых, каких удивительных результатов в работе с животными ни добивались бы замечательные цирковые семьи Филатовых, Запашных, Багдасаровых, Павленко (всех не перечислишь), очевидно, что современное цирковое искусство претерпевает серьезнейшие изменения.
Мы по-прежнему гордимся замечательными традициями отечественного циркового искусства. И сегодня на манежах и цирковых сценах нашей страны работают выдающиеся артисты. По-прежнему российские мастера получают заслуженные награды на престижных цирковых конкурсах и фестивалях. Но проблемы, над которыми сегодня ломают головы наши цирковые мудрецы, начались еще в конце 80-х годов. Когда открылись границы и работа в зарубежных компаниях перестала означать измену Родине. Когда начала разрушаться система Госцирка СССР, и не только отдельные цирки, но и создатели номеров решили стать самостоятельными предпринимателями. Когда исчезли большие цирковые спектакли, которые составляли славу советского цирка, - достаточно вспомнить работы Марка Местечкина, прошедшего школу Вс. Мейерхольда, знающего толк в том, что Мастер называл "монтажом аттракционов". Замечу, что создатели Цирка дю Солей и других канадских коллективов пошли по пути создания целостных представлений, в значительной степени опираясь на опыт советского цирка. Была разрушена - и по сей день не восстановлена - целостная система воспитания молодых артистов.
Уверен, что все эти - и другие - проблемы российского циркового искусства невозможно решить с помощью ограничения гастролей зарубежных коллективов. Такой подход выдает, - как бы помягче сказать, - наивность авторов этой идеи. На самом деле нужна административная и творческая воля в создании государственной программы поддержки циркового искусства в России. Как в СССР или как в Канаде, кому что нравится.
И не стоит забывать, что у истоков династии Запашных был "иностранный гастролер", выдающийся клоун Мильтон, которого звали Карл Томпсон.