Арбитражный суд дает оценки финансово-хозяйственным спорам. Для него важно установить факт наличия долга. Жители оплачивают счета не поставщикам, а через "единое окно".
- Платежный агент действует как единый расчетный центр на основании договоров, заключенных с УК, - поясняет зампредседателя отделения "Объединения потребителей России" Рафаил Исламгазин. - Пока он собирает платежи, управляющие организации обзаводятся долгами по теплу. Средства для расчета у них отсутствуют, поэтому поставщики не могут "выбить" деньги даже через суд.
Куда уходят огромные суммы? Это вопрос к правоохранительным органам. Возможно, они сумеют выяснить, на каком этапе исчезают платежи и в чей карман попадают. Со стороны УК такая информация, увы, закрыта. Условие о неразглашении включают в договоры, с сотрудников берут подписку. Ценным имуществом управляющие компании не обладают, помещения арендуют. Да и каждая компания - всего лишь небольшое ООО. Что с нее взять?
- Новые управляющие организации не являются правопреемниками старых, поэтому не признают их долги, - продолжает Рафаил Исламгазин. - Однако жителям долги не прощают и выставляют их за прошлую управляющую организацию на основании договоров уступки требования.
Как сообщили в организации - гарантирующем поставщике электроэнергии, долги УК за свет в Орле резко пошли в рост в начале прошлого года. В отдельные месяцы увеличивались на 10-15 миллионов рублей. При этом жители услуги оплачивали. Энергетики создали рейтинг недобросовестных УК и призвали горожан спросить у руководства своих компаний, куда исчезают платежи. А весной ушедшего года шесть орловских УК вдруг взяли на себя обязательство исполнять коммунальную услугу "электроснабжение". Это позволило самостоятельно выставлять счета. Они собрали деньги с жителей, но энергетикам своевременно их не перевели. Получили немалые оборотные средства, которые, к примеру, можно "прокрутить" в банке и нажиться на процентах. Для жильцов это может обернуться отключением света в доме.
- Ограничения поставки электроэнергии в УК - это один из способов предотвращения роста задолженности, - объясняет представитель энергокомпании Александр Москвитин. - Жителям стоит тщательно контролировать, куда уходят их коммунальные платежи, чтобы потом не пришлось испытывать неудобства, поднимаясь по темным лестницам.
Согласно последнему отчету, в Орле задолженности за свет не имеют только три управляющие компании. Поставщики ресурсов в поисках нового пути обратились в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ). Это был первый опыт в регионе. Инспекторы проверили несколько управляющих компаний и выдали предписания, обязывающие последних погасить долги. Компании опротестовали предписания в арбитраже. Они обвинили госведомство в незаконном вмешательстве в спор хозяйствующих субъектов. Чиновники не имеют права вмешиваться в него, если финансовые отношения выясняют частные коммерческие фирмы - для этого есть суд. Существует и другой вариант разрешения подобных споров - стороны могут привлечь к процессу медиаторов и заключить соглашение о погашении задолженности по частям.
В жилинспекции решили, что наличие долга можно признать нарушением лицензионных требований. Напомним, что все УК имеют лицензии, которые могут аннулировать за череду нарушений. Этим занимается ГЖИ. Однако суд решил, что исполнение договора ресурсоснабжения не является лицензионным требованием, а сам вопрос "подлежит оценке с точки зрения гражданского законодательства". "Следовательно, оспариваемое предписание подменяет как внесудебный, так и судебный порядок способа исполнения гражданско-правовой сделки между хозяйствующими субъектами, - отметил в своем решении судья Арбитражного суда Орловской области Андрей Жернов. - Тем самым управление ГЖИ вмешивается в гражданско-правовую деятельность хозяйствующих субъектов".
Судебные решения показали, что лицензирование управляющих компаний не избавит сферу от неплатежей. У жилинспекторов нет полномочий для борьбы с долгами. Поставщики ресурсов и жильцы сами должны разбираться с УК. Создание единого расчетного центра поможет только в том случае, если он не аффилирован с управляющими компаниями. На тесном городском рынке это почти нереально.
"Единое окно" могут создать и власти. Но в Орле такая попытка провалилась. Недавно антимонопольная служба признала незаконными действия регионального правительства, предписавшего взимать платежи через расчетно-информационный центр. Он был создан при поддержке администрации области, которая выступила одним из учредителей. После этого коммунальщики обвинили чиновников в ущемлении своих прав и пожаловались в УФАС. На правительство завели дело и признали его виновным в ограничении конкуренции. По мнению антимонопольщиков, органы власти не имеют права навязывать кому-либо деловых партнеров. А в данном случае было предписано заключить договоры с конкретным расчетным центром и собирать платежи через него. К тому же поставщики должны были отдавать центру часть выручки в качестве комиссии за оказанные услуги. После решения УФАС правительство отменило распоряжение. Рынок вновь стал конкурентным. Однако разбирательства так и не дали ответа на русский вопрос "что делать?". Скорее, приводят к выводу, что на рынке ЖКХ каждый - сам за себя.