17.01.2017 11:12
    Поделиться

    К чему привела нехватка реставраторов во Владимирской области

    В этическом кодексе Ассоциации европейских реставраторов сказано, что современный представитель этой профессии должен иметь универсальное образование. Но сегодня на Верхней Волге, где расположены сотни уникальных памятников культурного наследия, ощущается дефицит этих мастеров. Чем чревато такое положение дел, выясняла корреспондент "РГ".

    Открыли - и забыли

    - В реставрацию до сих пор приходят маляры и штукатуры с улицы! - сетует заслуженный деятель искусств России, искусствовед, реставратор высшей категории Александр Скворцов. - Нужны специалисты высокого уровня, поэтому вопрос подготовки должен стоять на первом месте.

    Именно с этой целью усилиями тогдашнего директора ОАО "Владспецреставрация" Александра Скворцова в 2008 году на художественно-графическом факультете Владимирского педуниверситета, ныне госуниверситета,  было открыто отделение реставрации. Аргумент известного деятеля "у нас такое огромное наследие, а кадров не хватает" был поддержан руководством области и университета. На новую специальность поступили 15 человек. Все места были бюджетными. С тех пор их количество сокращалось. В 2015-м году на бакалавриат выделили всего четыре бюджетных места. В прошлом не дали ни одного, и набор фактически не состоялся. Обучение реставрационному делу за 143 тысячи в год многим оказалось не по карману.

    Единственное, что радует небольшой преподавательский коллектив отделения, - востребованность молодых специалистов. Все устроились на работу по специальности. Востребованы и выпускники Суздальского реставрационного училища, не так давно ставшего филиалом Санкт-Петербургского института культуры.

    - Готовим реставраторов по девяти специальностям, и музеи разбирают наших студентов еще на этапе защиты, - рассказывает директор Суздальского филиала ГБОУ высшего образования "СПбГИК" Маргарита Виткина. - К сожалению, в стране не существует мониторинга потребности в кадрах реставрации, и мы исходим из своих данных.

    Студенты-спасители

    Студенты не только учатся, но и приносят немалую пользу. По данным преподавателя реставрации графики из Суздаля Натальи Морозовой, за 15 лет ее студенты отреставрировали 700 памятников для музеев Ярославля, Углича, Иванова. В ушедшем году ребята поработали в Кижах и Саратове. Музеи с удовольствием берут их на практику - это выгодно.

    На счету студентов отделения реставрации Владимирского госуниверситета 170 памятников. В активе учащихся и их преподавателей - Светланы Красулиной и Екатерины Зонтовой - спасение старинного живописного плафона площадью более 10 квадратных метров, который длительное время пролежал под дождем и снегом в полуразрушенном замке лесопромышленника графа Владимира Храповицкого.

    - Наши студенты выходят из университета, имея за плечами по 20 отреставрированных памятников, но без аттестации. Почему бы не аттестовать их в министерстве культуры наравне с работающими? - предлагает художник-реставратор высшей категории Светлана Красулина.

    Потребности и возможности

    Парадокс, но два учебных заведения, готовящих реставраторов, пока не стали кузницей кадров для крупнейшей профильной организации региона - НПО "Владимирреставрация". Выпускников забирают Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Со средней зарплатой в 17 тысяч рублей владимирская организация неконкурентоспособна.

    - У нас работают около ста человек, более половины из них - пенсионного возраста, - рассказывает генеральный директор "Владимирреставрации" Владимир Кислов. - А надо бы 300. За несколько лет финансирование по памятникам возросло с пяти до 50 миллионов рублей в год. Получая пять миллионов, мы не знали, что делать - то ли туалет в театре, то ли лестницу в соборе. Сейчас же заканчиваем первую очередь фондохранилища Муромского музея, в этом году - вторую и освобождаем от фондов дом Зворыкина и начинаем его реставрацию. Есть проект, подведены инженерные сети. Но все равно это очень мало. Планировать, как раньше, на несколько лет вперед, невозможно. Сравните цифры: 50 миллионов нам выделяет областной бюджет на год, а два месяца назад прошел конкурс в Гороховце - 81 миллион рублей на один объект. Мы его проиграли. Выиграла питерская фирма.

    Со средней зарплатой в 17 тысяч рублей владимирская реставрационная организация неконкурентоспособна

    Одна из причин поражения владимирцев - малочисленность. Выиграть на конкурсе у организации, где работают несколько сотен человек, нереально. Владимирские реставраторы теряют наиболее ценные объекты. Гороховец, вошедший в федеральную программу "Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений" с его многочисленными памятниками гражданского зодчества и монастырями, достался спецам из Нижнего Новгорода и Иванова, кремль в Юрьеве-Польском - москвичам.

    - Мы просто не смогли участвовать в конкурсе на реставрацию Юрьева-Польского кремля, - рассказывает генеральный директор "Владимирреставрации". - Нужно было внести задаток - пять процентов от полутора миллиардов рублей. Да, мы берем для этих целей кредиты в банке. Но,  когда речь о миллиардах, не можем конкурировать с московскими и петербургскими фирмами.

    Заместитель директора госцентра по сохранению, использованию и реставрации объектов культурного наследия Владимир Пучков признает, что с иногородними организациями строить отношения сложно. Примеров хватает.

    - Уровень подготовки и качество работ оставляют желать лучшего, вопросов выше крыши, поэтому и работаем с "Владимирреставрацией", - подчеркивает он.

    В шаге от катастрофы

    Широкое поле деятельности для реставраторов - в музеях. К сожалению, пока в потенциале.

    - НИИ реставрации проводил анкетирование в 85 субъектах Федерации, - рассказывает директор ГБУК ВО "Центр пропаганды изобразительного искусства" Андрей Александров. - Оказалось, что из 497 работающих там реставраторов только 181 имеет аттестацию, более половины - старше 50 лет. Потребность - около 600 человек. А ведь в провинции хранится четверть всего государственного музейного фонда!

    Во Владимирской области, в том же центре пропаганды ИЗО, по признанию Александрова, 11 экспонатов находятся в неудовлетворительном состоянии. Но специалист подобного профиля не предусмотрен штатным расписанием.

    - Что мне делать с одиннадцатью предметами? - вопрошает Андрей Александров. - На реставрацию в специализированных организациях у нас денег нет.

    Та же проблема в музеях Коврова, Вязников, Мстеры, где по логике должны быть свои реставраторы.

    - Когда вставал вопрос о реставрации фондов Вязниковской, Ковровской картинных галерей, у них не было ни копейки, чтобы даже оплатить материалы, - подтверждает старший преподаватель реставрационного отделения Светлана Красулина. - А здесь с фондами станковой живописи катастрофа! Картины нельзя держать в горизонтальном положении, но их опасно поставить вертикально. Во Мстере знаменитые лаковые шкатулки находятся в аварийном состоянии. Еще два года - и мы их потеряем.

    В соответствии с законом сохранение объектов культурного наследия в муниципальных музеях - обязанность органов местного самоуправления. Включить эти объекты в областную или федеральную программу - нарушить закон. А в местных бюджетах денег на их спасение нет.

    - Давайте создавать отдельную программу, - предлагает начальник отдела контроля за сохранением объектов культурного наследия и регулирования градостроительной деятельности региональной инспекции по охране памятников Елена Александрова. - В Бюджетном кодексе есть раздел, касающийся субсидий, выделяемых муниципальным органам. Такая помощь из областного бюджета будет законной.

    Сегодня специалистам ясно, что развязать этот гордиев узел на муниципальном и даже региональном уровнях не удастся.

    - Все проблемы реставрации, в том числе и кадровые, - системные, требующие вмешательства центра, - убеждена директор Суздальского филиала ГБОУ высшего образования "СПбГИК" Маргарита Виткина. - Сегодня есть необходимость в планировании и обосновании заказа на квалифицированные кадры. В системе подготовки нет баланса между уровнями, неизвестно, сколько специалистов нужно с высшим образованием, сколько со средним специальным. А между ними нет преемственности. Да и относятся они к разным ведомствам - министерству культуры, министерству образования, правительству Москвы. Реставратора "голыми руками" не подготовить: нужна техническая база - оборудование, инструмент, аттестованное место, профессиональные педагоги. А у нас зарплата преподавателя с высшей категорией 11 тысяч рублей...

    Прямая речь

    Александр Скворцов, профессор Владимирского госуниверситета

    - Проблем много. И они многоуровневые. Часть из них, касающаяся, скажем, регионального наследия и в первую очередь музейных фондов, требует более пристального внимания и безотлагательного решения. Министр культуры России Владимир Мединский позитивно отнесся к оперативному решению многих реставрационных проблем, в том числе реставрационного образования - среднего и высшего. Так, во время своего недавнего визита во Владимирскую область он заявил о намерении выделить дополнительно 20 бюджетных мест для отделения реставрации ВлГУ. Это внушает оптимизм.

    Поделиться