Сегодня выпускник политехнического вуза - это, образно говоря, полуфабрикат. Он не может работать на современном производстве без дополнительного предварительного обучения, потому что его учили по учебникам 1960-х годов и на станках той же эпохи, а технологии ушли вперед. Оказавшись на современном заводе, молодой сотрудник, даже имеющий хорошие оценки в дипломе, может потеряться и уйти с производства, ощутив себя неперспективным. Как промышленник отмечу: если из десяти молодых специалистов, пришедших на завод, остаются работать трое - это отличный показатель.
Государство вкладывает средства в техническое образование, но их пока недостаточно - надо в сотни раз больше, потому что современный технический вуз должен иметь оснащенные лаборатории, собственный станочный парк и даже опытное производство, где студенты могли бы заниматься разработками и испытаниями в рамках курсовых и дипломных работ. Так работают, например, технические вузы в Германии, чьи станкостроение и автопром одни из лучших в мире.
Было бы полезно отправлять университетский состав на стажировку в зарубежные успешные вузы, предусмотрев контрактной системой гарантии их возвращения и последующей работы в России. Лучшие специалисты передовых нижегородских предприятий, таких как "Теплообменник", "Гидромаш", ГАЗ, "Либхер", могли бы принимать участие в написании методических пособий и даже учебников для студентов, а государству стоит финансово поддерживать такое сотрудничество.
Мозги - это очень важно, но не стоит забывать и о рабочих руках, то есть о повышении производительности труда. Дело ведь не только в неумении или нежелании трудиться - наши люди умеют много и хорошо работать. Просто в России очень странный подход к организации труда.
На эту тему есть прекрасный анекдот! Идет соревнование по гребле. С большим отрывом побеждает команда Германии. Наши начинают анализировать причины, и выясняется, что у немцев команда состояла из шести гребцов и одного рулевого, а у нас - из одного гребца и шести рулевых. Сделали выводы. Во втором этапе соревнований опять победили немцы. У немцев по-прежнему шесть гребцов и один рулевой, а у нас в команде один гребец, два старших рулевых, два заместителя и два помощника. Сделали выводы: уволили гребца, а остальных перевели на более перспективную работу.
Создается ощущение, что в таких соревнованиях по гребле мы принимаем участие всей страной. Гребцов у нас мало, и их труд остается за рамками внимания. А ведь именно рабочие кадры, создающие добавленную стоимость, приносят экономическое благополучие стране.