Новости

17.01.2017 00:02
Рубрика: Власть

Дума без аврала

Фонд ИСЭПИ представил "Рейтинг законотворцев"
В первую сессию Госдумы нового созыва с законодательными инициативами выступили только 100 парламентариев. Это 22% от их общего числа, раньше за одну сессию авторами и соавторами новых законопроектов становились более половины депутатов. В Госдуме стало меньше индивидуальных инициатив и больше групповых - комитетских, внутри- и межфракционных, говорится в "Рейтинге законотворцев". Исследование провели фонд ИСЭПИ и Центр содействия законотворчеству.

Ключевой тенденцией стартовой сессии Госдумы авторы рейтинга называют "замедление объемов и темпов законотворчества в целом и депутатского законотворчества в особенности". Если осенью 2015 года депутаты подготовили 350 законопроектов из 714 внесенных, то осенью 2016-го - 133 из 330. "Парламентарии из разных фракций в целом поддержали линию на более тщательную проработку своих инициатив, их предварительное обсуждение на площадке фракций", - делают вывод эксперты.

Об этом говорит и снижение "брака": в осеннюю сессию лишь 7,5% депутатских законопроектов были возвращены авторам или отозваны из-за несоответствия регламенту, причем часть из них вносилась еще парламентариями предыдущего созыва в последние недели исполнения полномочий (для сравнения: осенью 2015 года таких "некондиционных" инициатив было 19,1%).

"Изменилась и форма реагирования большинства депутатов на события в стране и мире, которая раньше нередко заключалась в том, чтобы оперативно вносить новый законопроект (часто запретительного характера) после каждого резонансного события и подчас без должной его экспертной проработки", - говорится в исследовании.

В то же время его авторы обращают внимание на то, что Госдуме пока "не удалось преодолеть практику ускоренного принятия законопроектов": примерно половина из них во втором и третьем чтениях была принята в один день.

"В рамках короткой сессии сразу лимитировать практику ускоренного рассмотрения законопроектов, наверное, было сложно. Но в ходе весенней сессии, думаю, это вполне возможно, тем более что сессию решено продлить вплоть до конца июля", - говорит директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов, напоминая, что проблема совмещенных вторых и третьих чтений поднималась в выступлении спикера Госдумы Вячеслава Володина на открытии весенней сессии. Если парламент выйдет на режим размеренного, не "аврального" голосования, это станет серьезным шагом на пути повышения качества и прозрачности законотворческого процесса.

Отличительной особенностью работы Госдумы стало и "выстраивание новой конфигурации отношений с исполнительной властью": так, депутаты не приняли три правительственных законопроекта из "бюджетного пакета" из-за принципиальных разногласий с кабмином по их сути.

Госдуме пока не удалось преодолеть практику ускоренного принятия законопроектов: примерно половина из них во втором и третьем чтениях была принята в один день

Любопытно, что самой бескомпромиссной позицией при голосовании по "бюджетному пакету" выделялась не КПРФ, а "Справедливая Россия", которая выступила "против" 14 из 26 законов. При этом треть бюджетных законов была принята всеми фракциями либо голосами трех фракций из четырех. Рост доли консенсусного голосования, объединяющего все фракции, отмечен и по другим направлениям. "В ходе 2-х чтений консолидированная поддержка законопроектов теперь встречается вдвое чаще, чем перед выборами", - говорится в исследовании. Причина: несмотря на получение "Единой Россией" конституционного "супербольшинства", идет учет предложений оппозиции.

Самыми активными законотворцами первой сессии признаны Сергей Миронов ("СР"), Дмитрий Вяткин ("ЕР"), Игорь Лебедев (ЛДПР) и Валерий Рашкин (КПРФ).

Власть Работа власти Внутренняя политика Законодательная власть Госдума
Добавьте RG.RU 
в избранные источники