Более 500 белорусских продуктов маркируются знаком "натуральный продукт"

Наша беседа с замминистра сельского хозяйства Беларуси, профессором биологии Александром Михайловичем Субботиным проходила сразу после новогодних праздников.

Я не преминула заметить, что на праздничном столе у многих моих знакомых в разных городах России уже традиционно стояли белорусские продукты: картофель, колбасы, мясо, сыры, кондитерские изделия... Давно распробовали наши хозяйки и белорусский майонез, и сгущенное молоко. А какой же вкусный "Збитень" производит Витебское предприятие "Двинский бровар"! И вдруг заявления некоторых российских чиновников о якобы несоответствии продукции ряда белорусских предприятий неким стандартам качества: молоко не молоко, мясо не мясо...

Александр Михайлович, чиновники своими высказываниями совсем нас, потребителей, запутали. Так чем же вы кормите россиян на самом деле?

Александр Субботин: Хочу сразу отметить, что у нас нет политики двойных или тройных стандартов, при которых на экспорт уходит продукция иного качества, нежели реализуемая на внутреннем рынке. То есть мы кормим россиян, а также и другие страны всем тем, что едим сами. Считаю, что белорусские производители сумели выстоять в нелегкое переломное время, когда пересматривались многие стандарты на производство продукции, что позволило иным производителям увеличить прибыль, сэкономив на качестве. Внутренние белорусские стандарты СТБ на производство продукции остались незыблемы, причем на данный момент они даже строже, чем некоторые межгосударственные стандарты, принятые на территории Таможенного союза.

Наши производители продукции с 1999 года регулярно участвуют в национальных и межгосударственных конкурсах в области качества, становясь лауреатами и дипломантами. Это и "Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества", "Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации"... Все производственные лаборатории белорусских мясо- и молокоперерабатывающих предприятий аккредитованы на техническую компетентность; на самих предприятиях действуют международные системы управления качеством, активно внедряется международный стандарт по безопасности пищевых продуктов.

Наша система контроля качества и безопасности белорусских пищевых продуктов одобрена авторитетной Миссией Европейского союза как на уровне взаимодействия официальных государственных органов, так и на уровне изготовителей продукции.

Более 500 белорусских продуктов получили право маркировки пищевой продукции знаком "натуральный продукт", предоставленное органами стандартизации. Все это позволяет Республике Беларусь поставлять свою продукцию в 58 стран мира, 8 молокоперерабатывающих предприятий экспортируют свою продукцию в страны Европейского союза, 34 предприятия аттестованы на поставки продукции в Китайскую Народную Республику. Кроме России, претензий от остальных зарубежных потребителей к нам не поступало.

Давайте по порядку. По состоянию на середину декабря 2016 года решением Россельхознадзора российский рынок был закрыт для поставок с 11 белорусских предприятий молочной отрасли, двух птицефабрик и семи мясоперерабатывающих заводов. Какие претензии выдвигает российская сторона? Как разрешается ситуация?

Александр Субботин: Претензии в основном можно разделить на 3 группы:

1. Претензии по несоответствиям в выпускаемой продукции. В основном здесь превалируют претензии к показателям качества. Это спорный момент. Действительно, трудно назвать некачественной цельномолочную продукцию, в которой, к примеру, на 2-5% превышен показатель белка от допустимого отклонения. Здесь нет никакого риска для здоровья потребителя. Но я допускаю, что у контрольных органов может быть свое видение данной ситуации.

2. Претензии к оформлению деклараций о соответствии на выпускаемую молочную продукцию. Также бурно обсуждаемый вопрос между российскими и белорусскими ведомствами по правилам оформления и заполнения деклараций согласно национальным и межгосударственным требованиям.

3. Претензии к оформлению сопроводительных ветеринарных документов при перемещении продукции через территориальную границу Российской Федерации.

По всем претензиям, выставленным в адрес молочных, птицеперерабатывающих и четырех мясоперерабатывающих предприятий, белорусской стороной в адрес Россельхознадзора была оперативно предоставлена исчерпывающая информация по каждой претензии.

К сожалению, продвижения по вопросу открытия некоторых предприятий нет с середины августа 2016 года. По трем молочным предприятиям было получено разрешение на поставки отдельных категорий продуктов, например, только масла и сливок или только сухого молока.

Вспоминается недавняя ситуация, связанная с приостановкой поставок белорусской продукции с Витебской птицефабрики и Березовского сыродельного комбината, в пробах которых якобы обнаружили листерии. Знаю, что это современные предприятия с европейским оборудованием, производящие в том числе элитную продукцию, поставляющуюся и во многие европейские страны. Но потом выяснилось, что при взятии проб инспекторами были грубо нарушены стандарты отбора и доставки образцов в лабораторию. Так были или нет в продукции листерии? А если нет, то какой была реакция Россельхознадзора? Извинились?

Александр Субботин: В отношении листерии моноцитогенес Технические регламенты Таможенного союза не нормируют их полное, абсолютное отсутствие в выпускаемой продукции. Регламентируется только количество продукта, в котором вообще не должно быть листерии - например, в 25 граммах сырого мяса. Тогда это считается безопасным условием для потребителя.

А так как листерия прекрасно переносит низкие температуры и способна размножаться при температуре выше +4С, то соблюдение сроков доставки проб в лабораторию и условий хранения проб в процессе транспортировки является важным условием для получения объективных результатов испытаний. Это отражено в соответствующем ГОСТе: охлажденная продукция (пробы) транспортируется при температуре плюс 2-6 С не более 6 часов.

К примеру, в отношении испытаний проб на микробиологические показатели охлажденной продукции ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" белорусской стороне были предоставлены несколько срочных отчетов, из которых следовало, что доставка проб осуществлялась от четырех до 12 суток.

Что касается извинений, хочу отметить, что белорусская сторона не ставит приоритетом получение каких бы то ни было сатисфакций. Наша цель - взаимоуважение и сотрудничество, подкрепленные законодательством Таможенного союза.

Также хочу сообщить, что в середине января 2017 года Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Беларуси инициировал обследование закрытых Россельхознадзором России ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" и ОАО "Птицефабрика "Дружба" на предмет соблюдения ветеринарных и санитарных законодательств Республики Беларусь и Таможенного союза. Межведомственная комиссия в составе представителей Департамента и подведомственных государственных ветеринарных служб, представителей Минздрава РБ, белорусских научных кругов в области санитарной обработки оборудования мясо-молочной промышленности, сделав ряд корректировочных замечаний, пришла к заключению, что на предприятии созданы все условия для выпуска безопасной продукции.

Российские надзорные органы упрекают вас и в том, что из Беларуси под видом натурального молока к нам зачастую поступает молочная продукция с использованием сухого молока, что запрещено техрегламентом Таможенного союза. Более того, якобы приходит даже продукция с предприятий, вообще не зарегистрированных на поставки в Таможенный союз. Конкретики, увы, нет. Что на это скажете?

Александр Субботин: Все белорусские предприятия, имеющие разрешение на поставки продукции в страны Таможенного союза, размещены на официальном сайте Департамента Минсельхозпрода. Любой сомневающийся может беспрепятственно посетить сайт и проверить, зарегистрировано ли предприятие-производитель в Реестре Таможенного союза.

Что касается регулярно мелькающей информации о якобы наличии сухого молока в белорусском питьевом молоке, то следует отметить: на данный момент не существует еще официально признанной и утвержденной по всем правилам технического регулирования методики по определению сухого молока. Методика еще в стадии разработки, и данный вопрос находится сейчас на рассмотрении в ЕЭК. Также не совсем понятны претензии, что в белорусское питьевое молоко добавляется сухое. Все равно что жителей Заполярья подозревать в тайной установке оборудования по производству искусственного снега. Беларусь произвела в 2016 году 6,8 млн тонн молока. Нет резона в затратах на сушку молока, восстановление, изготовление из полученной молочной продукции готового продукта - я не вижу даже тайной выгоды для производителя в подобных действиях, имея такие объемы сырья.

Недавно я купила в одном из магазинов Владимирской области масло, произведенное, судя по этикетке, в Беларуси. Дома развернула: не масло вовсе! То же самое было с "Белорусскими пельменями", а до этого с творогом, купленным уже в Москве. Идет массовая фальсификация белорусской продукции. И образцы подделок налицо. Минсельхозпрод обращался в правоохранительные органы России с просьбой о возбуждении уголовных дел?

Александр Субботин: Согласитесь, что никто не станет подделывать плохое. Сам бренд "Сделано в Беларуси" - популярный, проверенный временем и хорошо зарекомендовавший себя на российском рынке.

Но, конечно, это очень тревожная ситуация. По нашим данным, рынки стран Таможенного союза заполнены подделками под известные белорусские бренды. Особенно страдают наши производители молочной продукции: масла, сыров, сгущенного молока. Зафиксированы контрафакты и сухой молочной продукции. Мы узнаем об этом, в первую очередь, по неудовлетворительным испытаниям подобной "продукции" и выставлению претензий в адрес белорусских производителей, под чьими брендами изготавливаются данные контрафакты.

Ответственные представители предприятий сами выезжают на места отбора проб; было даже, что находили подпольное производство контрафактов, о чем тут же были извещены правоохранительные органы. К сожалению, через несколько месяцев от потребителей снова появлялись сигналы об обнаружении той же самой продукции в торговых сетях. Выявить всех мы не в состоянии, и это не в нашей юрисдикции. Это сфера деятельности российских правоохранителей.

Более 500 белорусских продуктов получили право маркировки пищевой продукции знаком "натуральный продукт"

Пока что взаимоотношения белорусской стороны с уполномоченными органами Российской Федерации по данному вопросу несколько неопределенные. В этом случае нам хочется особо отметить открытую позицию контрольных органов Республики Казахстан, обнаруживших на своей территории подпольный цех по производству контрафактной продукции под белорусскими брендами и предпринявших все необходимые мероприятия по изъятию несоответствующей продукции из оборота и ее утилизации.

Глава Минсельхозпрода Беларуси Леонид Заяц недавно публично заявил, что Беларусь не демпингует на российском рынке, а ведет нормальную партнерскую игру, но "есть заинтересованные структуры, которые, по всей видимости, влияют на то, чтобы белорусских производителей как-то выбить с этого рынка". Неужели все обстоит так грустно? И как быть российскому потребителю, уже распробовавшему и привыкшему к продукции белорусских производителей: качественной, вкусной, сделанной по самым высоким стандартам?

Александр Субботин: Республика Беларусь всегда стояла за здоровую конкуренцию. Походив по российским магазинам, нельзя сказать, что у нас самая дешевая продукция. Продукция высокого качества априори не может быть дешевой. И полагаю, что здесь не нужно решать за потребителя, он сам сделает свой выбор. Ну а мы со своей стороны будем прикладывать все усилия, чтобы не разочаровывать поклонников белорусской продукции.

Тем временем

Член Коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая заявила, что Беларусь имеет право обратиться в суд по вопросу поставок продовольствия в Россию. Министр ЕЭК констатировала, что в Евразийском экономическом союзе создана единая система регулирования санитарной и фитосанитарной сфер. В то же время контроль за соблюдением общих правил возложен на национальные службы. Она подчеркнула, что если белорусская сторона не согласна с выводами российских органов фитосанитарного контроля, у нее есть различные форматы опротестовать их, в том числе обратиться в суд.

Кстати

Член Коллегии (министр) ЕЭК Сергей Сидорский заявил, что еще 19-21 декабря 2016 года в Москве прошла рабочая встреча по урегулированию вопросов поставок белорусской продукции на рынок России с участием Россельхознадзора и профильных министерств обеих стран. В рамках договоренностей белорусская сторона представила все необходимые материалы расследований обозначенных недостатков, а также отчеты о принятых мерах по их устранению. Однако, по словам Сидорского,"практических шагов со стороны Россельхознадзора по снятию ограничений не предпринимается".