Данкверт: Европа пытается любыми способами продать РФ свой товар

В 2017 году на российских прилавках появится больше морепродуктов, пообещал на "Деловом завтраке" в "Российской газете" руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.

Речь идет даже о невиданных ранее товарах, например, рыбе барамунди. Но такая экзотика будет поступать в основном в рестораны.

Что касается массовой торговли, то обещают и заморские мидии с креветками, и различные салаты и овощи - дефицита не будет. Зато будет жесткий контроль за запрещенным хамоном и пармезаном, которые попадают в нашу страну под видом строительного клея.

Мидии по-мароккански

Из каких новых стран в этом году ждать поставок морепродуктов?

Сергей Данкверт: В первую очередь рассматриваем страны, которые компенсируют недостаток рыбы. Напомню, что большая часть этой продукции шла в Россию из Европы, и она попала под ответные меры на санкции.

Недостатка многих видов морской продукции мы, конечно, не заметили - начались поставки из Крыма, где стали выращивать мидии, устрицы. Открыли новые рынки - Марокко, Филиппины, Малайзию, Шри-Ланку. Но по другой рыбной продукции вопросы еще остались. Я говорю о самых различных видах, начиная от новозеландской рыбы и заканчивая теми видами креветок, которые выращиваются в Бангладеш, Пакистане.

Восстанавливаются поставки из Турции. Какие овощи из этой страны жители России смогут увидеть на прилавках в ближайшее время?

Сергей Данкверт: В первую очередь это салаты различного вида, кабачки, баклажаны и тыкву. Речь пока идет о поставках из крупных тепличных хозяйств, потому что тысячи мелких турецких фермерских хозяйств безопасность гарантировать не могут. Ряд предприятий из тех, которые проинспектировали, откроем. Но такого понятия, как "открыли страну", нет. Мы закрывали страну, а открываем предприятия.

Клей вместо фруктов

Сергей Алексеевич, часто звучат жалобы, что не удается полностью перекрыть поставки санкционных продуктов в Россию. В чем проблема?

Сергей Данкверт: Коллеги из Европы пытаются любыми способами продать свой товар, к примеру, поставляя его в Россию через другие государства.

Говорят, фрукты даже выдают за стройматериалы.

Сергей Данкверт: Большой объем продукции приходит морским путем под видом тех товаров, которые Россельхознадзору неподконтрольны. Стали популярны поставки санкционных товаров под видом строительных материалов или неопасной химии. Потому что если написать "опасная химия", ее тоже проверят, вот поставщики и пишут "неопасная".

Стандартная ситуация: идет машина, написано "строительный клей". Россельхознадзор к клею отношения не имеет и даже вскрыть упаковку не может, у нас полномочий нет. Много подобной продукции приходит в Россию, и понятно, что организацией таких поставок занимаются европейские бизнесмены.

И неудивительно, что многие коллеги не хотят вводить электронную сертификацию. Иначе все эти нарушения сразу станут видны. Ветеринарная электронная сертификация позволяет проверить продукцию, которая въехала, проследить весь ее путь.

Курица с антибиотиками

Говорят, курица у нас выращивается на антибиотиках и с применением различных гормональных средств. Ваше мнение, какого качества у нас курица?

Сергей Данкверт: Продукция, которая сегодня производится, в своем абсолютном большинстве безопасна. Но чтобы она была безопасной, ею нужно заниматься каждый день.

Конечно, никакие гормоны при выращивании птицы не применяются. Это скорее относится к производствам по выращиванию крупного рогатого скота. В производстве птицы нет причин их использовать.

Что касается антибиотиков, их применение действительно встречается. Это упрощает выращивание цыпленка, который живет 35 дней, до тушки нужных размеров. Многие попадаются на обнаружении таких веществ. Не самих антибиотиков, а уже продуктов их разложения.

А пальмовое масло - опасный продукт?

Сергей Данкверт: Лично у меня отношение к пальмовому маслу нормальное, но специфичное. Безопасность потребителя сегодня, в моем понимании, не обеспечена. Потому что для обеспечения безопасности нужно проверить плантации пальм, на которых этот продукт был выращен.

Я сужу очень просто: плантации никто не проверял. Заводы, которые производят масло, я видел на Филиппинах или во Вьетнаме. Там фермеры варят пальмовое масло в бочках, так не должно быть. Должны быть специальные требования к выращиванию и производству продукта.

Поэтому, для того чтобы использовать такие виды масла, как пальмовое, соевое, растительное, нужно выстроить систему контроля, которая будет функционировать эффективно.

Мы выступили за то, чтобы отмечать перемещение пальмового масла в электронных сертификатах, но не все восприняли это благожелательно. Так что пока этим вопросом никто серьезно не занимается.

Товар не по ГОСТу

Может быть, по каким-то продуктам нужно менять ГОСТы?

Сергей Данкверт: А вот что касается ГОСТов, то их уже нет. Создана такая система, которую сегодня никто объяснить не может.

Согласно этой системе предприятие само декларирует то, что продукция отвечает требованиям либо техническим регламентам. Дальше никакой ответственности, кроме мизерного штрафа, предприятие не несет. Поэтому мы получаем "настойку боярышника", от которой погибли люди. а ведь эта настойка продавалась с декларацией соответствия.

Такую систему декларирования, скорее всего, надо убирать. Надо делать электронное сопровождение, электронную сертификацию по многим видам товаров, особенно это касается опасной продукции.

Вкус хлеба

Некоторые зернотрейдеры добиваются введения ГОСТа, который позволил бы им использовать фуражное зерно - самого низкого класса при хлебопечении. Качество хлеба и так оставляет желать лучшего. Отношение Россельхознадзора к этому?

Сергей Данкверт: Важно понять: кто сегодня отвечает за качество хлеба. Когда-то была хлебная инспекция, которая существовала до 2004 года при правительстве, а до этого было министерство хлебопродуктов. Система была выстроена: зерно, мука, элеватор, хлебопекарня - все это было отслежено. Потом наступило время свободного бизнеса. Молодые экономисты сказали: за этим следить не надо. Бизнес напишет вам декларацию соответствия. Мы сами создали систему, в которой министерство сельского хозяйства полностью убрали из контроля качества продукции.

Передали это от министерства в Роспотребнадзор. И у Роспотребнадзора по мониторингу хорошие цифры - у них все в порядке. Но я знаю, что фактически сегодня, если за этот вопрос не отвечает губернатор субъекта, качественного продукта на рынке не будет.

Когда в Белгороде стали заниматься фальсификацией продукции, губернатор лично стал смотреть, кто на рынке в Белгородской области молочную продукцию подделывает. И через три месяца показатели по фальсификату в регионе в федеральном мониторинге значительно снизились.

Сегодня надо полномочия по контролю за качеством и безопасностью хлеба, хлебных изделий, молока, молочной продукции, мясной продукции передать субъекту. Если ветслужба занимается безопасностью, почему она не занимается качеством? А то получается, что мясо в колбасе хорошее, а колбаса вышла плохая.