Без геологоразведки на Урале упадет добыча золота

Ровно двести лет исполнилось "золотой лихорадке" на Урале. Несмотря на долгий срок разработки залежей, золотые запасы региона далеко не исчерпаны. Однако увеличить добычу драгметалла позволят только инвестиции в разведку.

Город Екатеринбург обязан золотопромышленникам своим обликом: самые заметные памятники архитектуры, вплоть до резиденции губернатора, построены на выручку с приисков. Предприниматели вместе с Маминым-Сибиряком отчасти сформировали и исторический имидж региона: вспомните причуды обладателей "приваловских миллионов" - те могли себе позволить, например, летом засыпать целую улицу солью, чтобы покататься в санях, на тройке с бубенцами.

Екатеринбург буквально стоит на золоте. Первый казенный прииск в черте города, на речке Мельковке, начал действовать в 1817-м. Буквально через год в городе и окрестностях работали уже 80 приисков - не по одному на каждом впадающем в Исеть ручье. Золотодобычей занимались 2000 человек - 13 процентов тогдашнего населения Екатеринбурга. Они вручную перелопатили примерно 128 тысяч тонн грунта и добыли 1344 килограмма золота. К 1823-му город выработал золотые "сливки", добыча стала малорентабельной, однако Урал от "лихорадки" не вылечился: промышленники отправились на север, в тайгу разрабатывать более перспективные месторождения.

Сейчас в самом Екатеринбурге на реке Исети моют золото только студенты-горняки на практике, да еще иногда вооружившиеся старательскими лотками туристы. А Свердловская область в целом стабильно входит в число 15 российских регионов, формирующих 95 процентов золотого запаса страны. Основные золотодобывающие территории Среднего Урала на севере - близ Ивделя и Краснотурьинска, крупные месторождения есть также около Березовского, Нижнего Тагила и Невьянска.

По данным областного министерства природных ресурсов, сейчас на территории региона действуют более 50 золотодобывающих предприятий, добыча осуществляется по 53 лицензиям на шесть рудных месторождений, 37 россыпных и десять комплексных. Лидеры добычи - "Золото Северного Урала", добывающее 55 процентов от общего объема драгоценных металлов, артель "Нейва" (9,5 процента), "Березовский рудник" (8,1), "Сафьяновская медь" (7,9).

По подсчетам департамента по недропользованию УрФО (Уралнедра), в 2015-м предприятия-члены Союза золотопромышленников обеспечили Свердловской области 5-8 процентов налоговых сборов, в том числе около 2,3 миллиарда рублей перечислили в федеральный бюджет, 3,6 миллиарда - в областной, 45 миллионов - в муниципальные бюджеты и внебюджетные фонды. Итоги 2016-го еще не подведены, но очевидно, что золотодобытчики остаются в числе крупных налогоплательщиков: только одна артель старателей ежегодно перечисляет в бюджеты всех уровней порядка 360-370 миллионов рублей.

Стимулирующий геологоразведку коэффициент 0,7 к сумме налога на добычу полезных ископаемых предоставляется тем, кто имел лицензию на право пользования недрами в далеком 2001 году

Процесс девальвации на этот сектор добывающей промышленности не влияет, запасы драгметалла в регионе оцениваются в 314 тонн, а том числе 252 тонны рудного золота, так что перспективы отрасли вроде бы должны сиять радужными красками.

- Стоимость золота определяется в долларах, а расходы на добычу рассчитываются в рублях, поэтому при слабом рубле хуже нам не становится, - подтверждает главный инженер Березовского рудника Александр Русских.

Однако большинство месторождений нуждается в доразведке. Как считают эксперты, без инвестиций в будущее "золотым" налогоплательщикам недолго свою мощь и утратить. Разведанных запасов на Урале остается совсем немного, отмечает свердловский министр природных ресурсов и экологии Алексей Кузнецов. Уралнедра отпускают работающим россыпным месторождениям всего 15 лет "жизни". Запасы коренного месторождения в Березовском зафиксированы на уровне 62 тонн, которых хватит как минимум на 30 лет работы. При этом все подсчеты велись полвека назад по классической технологии, то есть с большой погрешностью - в реальности сроки могут быть еще меньше.

- На балансе Свердловской области в нераспределенном фонде числятся 226 месторождений драгоценных металлов, из них 163 россыпных, которые относятся к категории запасов, позволяющих вести промышленную добычу, - подчеркивает министр. - Сейчас на Среднем Урале действуют 208 лицензий: 25 - на геологическое изучение, 49 - на изучение, разведку и добычу, 34 - на разведку и добычу.

Другой вопрос, насколько активно золотодобытчики занимаются изыскательской деятельностью. Доразведка - поиск, теоретическое обоснование и постановка на баланс уже готовых запасов - занимает от пяти до десяти лет, срок освоения новых участков - не менее 10-15 лет до первой добычи. Тем не менее предприятия вынуждены заниматься высокорискованными и дорогостоящими разведочными работами, чтобы не оказаться в простое ввиду недостатка сырья. По данным Союза золотопромышленников Урала, в 2015-м профильные предприятия Свердловской области вложили в геологоразведку 1,01 миллиарда рублей - на треть больше, чем годом ранее. Например, "Золото Северного Урала" за год потратило на эти цели 300 миллионов. У менее крупных предприятий возможности гораздо скромнее.

- Мы пытаемся хоть крохи оторвать от своей прибыли, чтобы вести геологоразведку, - говорит Сергей Карасев, председатель артели старателей. - У нас сегодня три месторождения открыто за счет собственных средств, тратим на эту статью в среднем 10-15 миллионов рублей в год. Вложили бы еще десять миллионов, если бы могли получить налоговые вычеты. Тогда минерально-сырьевая база артели стала бы гарантированно восполнимой.

Как указывает эксперт, по букве закона стимулирующий геологоразведку коэффициент 0,7 к сумме налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предоставляется тем, кто имел лицензию на право пользования недрами соответствующего месторождения в далеком 2001 году. Ну и какой, спрашивается, в нем смысл для тех, кто занимается золотодобычей сегодня?

Помимо НДПИ промышленники указывают на еще два законодательных барьера:

- В отличие от прошлых лет, добыча золота в регионе сокращается: теряем по 15 процентов в год, и тому три причины, - поясняет председатель Союза золотопромышленников Урала Александр Ястребков. - Во-первых, НДПИ. Во-вторых, распоряжение правительства об особых защитных участках леса, по факту запрещающее добычу золота в поймах рек. А где же его, интересно, добывать? И последняя - свежая поправка в Земельный кодекс о запрещении работ в 30-километровой зоне от населенных пунктов. Урал - это не Магадан, у нас вся золотодобыча, как правило, ведется недалеко от населенных пунктов.

Кстати

Один из крупнейших в мире и самый большой золотой самородок в Свердловской области найден 15 декабря 1935 года на территории Сысертского приискового управления в россыпи Никитского лога на реке Чусовой. Его вес 13 787 граммов, размер - 17 x 14 x 7 сантиметров. Великану присвоено имя "Самородок золотого похода М.И. Калинина". Он хранится в Алмазном фонде России, в екатеринбургском геологическом музее есть его слепок.