Новая стратегия Минпромторга поможет возродить заводы на Урале

На днях Минпромторг РФ обнародовал обновленный проект стратегии развития тяжелого машиностроения до 2020 года и на перспективу до 2030-го. Исторически эта отрасль - одна из ключевых для Урала. Мнениями о сегодняшнем состоянии и предлагаемых мерах возрождения тяжмаша с "РГ" поделились уральские ученые и промышленники.

Под прессингом импорта

По данным Института экономики УрО РАН, за последние десять лет доля тяжелого машиностроения в структуре обрабатывающих производств Уральского федерального округа сократилась на 20 процентов. Еще более разрушительным для отрасли было предыдущее десятилетие. В итоге, как гласит проект федеральной стратегии, сегодня вклад тяжмаша в валовый внутренний продукт страны составляет всего один процент.

В то же время потребители продукции тяжелого машиностроения - нефтегазовый и горнодобывающий комплексы, металлургия - обеспечивают свыше 60 процентов поступлений в бюджет и порядка 70 процентов экспорта Российской Федерации. То есть обеспечение этих отраслей "орудиями труда" - это стратегическая задача, тем более что в структуре их затрат около трети занимают именно расходы на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования. Не секрет, что в последние годы предприятия ТЭК закупали преимущественно импортную продукцию.

- На региональном отраслевом рынке в настоящее время преобладает импорт, что приводит к крайне высоким рыночным барьерам: в первую очередь зарубежные технологические процессы, внедряемые в отраслях-заказчиках, априори ориентированы на зарубежную технику. Второй момент - ценовые барьеры: преимущественно китайский, иногда украинский демпинг, - подтверждает завотделом региональной промышленной политики и экономической безопасности Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина.

Зависимость от импорта может не только стать летальной для отечественного тяжмаша, но и угрожать национальной безопасности страны

"Сегодня существуют риски практически полного вытеснения российских производителей тяжелого оборудования с российского рынка, что влечет за собой опасность полного исчезновения российского тяжелого машиностроения и возникновения тотальной зависимости добывающих и перерабатывающих отраслей от поставок зарубежного оборудования", - констатируют авторы стратегии. То есть затянувшаяся болезнь может не только стать летальной для отечественного тяжмаша, но и угрожать национальной безопасности страны. На предотвращение этого и нацелен разработанный документ.

Санкции пошли на пользу

В результате введения санкций ввоз оборудования в страну снизился, но сжался и рынок - по оценке комитета по машиностроительному комплексу Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, на 20-50 процентов в отдельных сегментах. Отечественные предприятия по разным причинам не готовы пока полностью заместить импорт.

- Несмотря на то что некоторые иностранные компании ушли с нашего рынка и местные предприятия воспользовались ситуацией, чтобы занять их нишу, ситуация в отрасли тяжелого машиностроения остается по-прежнему непростой, волатильность по заказам очень высокая, - говорит председатель комитета Сергей Кравчук.

По его словам, реальное импортозамещение пока произошло только за счет девальвации рубля, но если российская валюта продолжит укрепление, то все достижения по вытеснению импорта со временем могут сойти на нет. К тому же часть иностранных фирм уже адаптировалась к нынешней ценовой конъюнктуре и готова работать в новых условиях. Поэтому именно сейчас предприятиям отрасли требуется максимально сконцентрировать усилия на импортозамещении, чтобы не потерять выгодных позиций.

К слову, южноуральские промышленники, несмотря на серьезный провал в отрасли в предшествующие годы, сумели сохранить кадровый и интеллектуальный потенциал и даже провести модернизацию производств. В соседнем регионе, как сообщили в министерстве промышленности и науки Свердловской области, ситуация на предприятиях тяжмаша тоже далеко не критическая, в целом машиностроительная отрасль за 11 месяцев 2016 года показала рост на 31 процент по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Крупнейшее предприятие тяжмаша, Уралмашзавод, вообще увеличило объем отгруженной продукции на 65 процентов - впрочем, после существенного падения в предыдущие годы. Драйвером роста для завода стали заказы на поставку крупных карьерных экскаваторов для горнодобывающей промышленности, помогла и небольшая поддержка проекта развития валкового производства из федерального бюджета (20 миллионов рублей). Кушвинский завод прокатных валков тоже увеличил объемы отгруженной продукции - на 120 процентов.

А вот крановое производство в связи со снижением активности основных потребителей продукции испытывает сложности. Трудности со сбытом есть у Сухоложского, Красногвардейского крановых заводов, представительства Пышминского завода ПТО. В Челябинской области, где тоже несколько производителей кранов, руководители предприятий говорят о засилье импорта в этом сегменте. В сложной ситуации заводы сделали ставку на расширение ассортимента, поиск новых конкурентных ниш. Так, "Уралкран" сумел возродить выпуск портовых кранов, до 90 процентов которых ранее приобреталось за рубежом.

Принудительный спрос

- Потребуется время - от года до трех лет, в течение которых российская продукция машиностроения сумеет потеснить импортные аналоги с рынка, по качеству и цене она будет не хуже зарубежной, - уверен Сергей Кравчук.

Помогут ли этому меры, изложенные в стратегии?

- Проект я оцениваю в целом положительно. В отличие от предшествующих аналогов в нем появились реальные механизмы, позволяющие надеяться, что этот стратегический документ станет инструментом прямого действия, хотя задачи и транслируются из стратегии в стратегию, - говорит Виктория Акбердина. - Главное, на мой взгляд, - механизмы стимулирования внутреннего спроса на продукцию тяжмаша со стороны горняков, нефтяников, металлургов. Это ключевые растущие рынки с высокой платежеспособностью. Именно разумное, экономически взвешенное, взаимовыгодное "принуждение" их к инвестированию в российский тяжмаш может стать "триггером" его развития.

По мнению ученого-экономиста, обеспечение доступа отечественных предприятий к документации по выполняемым и планируемым проектам в отраслях-заказчиках, установление ограничений на закупку российскими компаниями иностранной продукции, технологий и услуг, аналоги которой производятся в РФ или предусматривается их локализация, введение квот допуска иностранных производителей к участию в реализуемых на территории РФ проектах, обеспечение приоритетности приобретения продукции отечественного производства при ценовой разнице до 15 процентов и другие меры позволят отрасли для начала удержать позиции, а в дальнейшем выйти на восстановительный рост.

В то же время Виктория Акбердина отмечает, что в документе нет количественной оценки конкурентоспособности отрасли, реального анализа ситуации, который мог быть положен в основу прогнозов, детального сценария развития отрасли.

- Очень много надежд возлагается на финансовые меры господдержки предприятий, но это может создать предпосылки для их иждивенческого поведения при отсутствии фиксированных обязательств по сбыту продукции и механизма возврата субсидий при недостижении результатов, - считает доктор экономических наук.

По мнению Виктории Акбердиной, для возрождения уральских заводов есть объективные условия. Прежде всего они имеют минимальное транспортное плечо, ведь ключевые потребители расположены здесь же, в УрФО - на Тюменском Севере. Кроме того, финансовый потенциал экспортных отраслей мог бы стать инвестиционным ресурсом для развития тяжмаша. Жива в регионе и наука - как на уровне фундаментальных исследований, так и прикладных технологий.

Механизмы поддержки внутреннего спроса на продукцию тяжмаша и другие меры позволят отрасли для начала удержать позиции, а в дальнейшем выйти на восстановительный рост

Сами промышленники ждут от властей более активной патерналистской политики. По мнению директора по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами предприятия "ЧТЗ-Уралтрак" Андрея Печеркина, очень важны государственные меры защиты внутреннего рынка. Введение антидемпинговых пошлин и утилизационного сбора уже позволило существенно потеснить китайских производителей, но этого недостаточно для стабильного развития отечественных предприятий - необходимы дальнейшие системные шаги.

Одна из основных проблем, о которой говорят и производственники, и авторы стратегии, - отсутствие длинных денег для развития отрасли. Как считает бывший гендиректор Турбомоторного завода Сергей Борисов, субсидии нужны, но они будут иметь эффект только в том случае, если изменится масштаб поддержки: финансирование должно быть не копеечным, а выделяться в объеме, достаточном для решения крупной задачи, при этом Минпромторг как заказчик обязан обеспечить действенный контроль выполнения заказа. Что же касается кредитования, здесь необходимо кардинальное снижение ключевой ставки ЦБ - только в таком случае коммерческие кредиты станут доступными для предприятий с длительным циклом изготовления продукции и будут способствовать развитию тяжелого машиностроения, а не его дальнейшему разрушению.