Уже решено, что в этом году вузы будут набирать больше целевиков, чем раньше, а требования к ним станут строже.
Если выпускник не выполнил свои обязательства по трудоустройству, он должен выплатить штраф - не менее той суммы, которая затрачена на его обучение. Эти деньги пойдут в региональный бюджет или на социально значимые цели.
Места для студентов, которых взяли по направлениям от регионов, теперь будут не во всех вузах. Специальности и направления подготовки, по которым можно вести целевой набор, утвердит правительство. Появится и новый механизм распределения квот регионам.
В школах появится трудовое воспитание, учеников снова будут привлекать к субботникам, дежурствам, а устроиться на подработку станет проще. Принципиальное решение об этом министерством принято. Осталось внести нужные поправки в законодательство. Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал минобрнауки прописать в примерных программах для школ трудовое воспитание и общественно-полезный труд и, главное, внести поправки в законодательство.
Астрономия может стать отдельным предметом, поделенным на два уровня. Если экспертное сообщество одобрит это, изменятся и примерные образовательные программы.
В школах сегодня курс астрономии включен в программу по физике и практически размыт в ней. Азы астрономии дают школьникам в "началке" на окружающем мире. Потом она надолго исчезает из программ и появляется у продвинутых учителей в старших классах. А если учитель не успевает дать основную программу по физике, то может дать параграфы по астрономии на дом.
В 2017 году школьники впервые будут писать Всероссийские проверочные работы по истории. Демоверсии уже опубликованы, и учителя начали к ним готовиться. Известно, что в контрольных будет до 20 вопросов, включая задания по истории родного края. К примеру, демоверсия проверочной работы по истории состоит из 12 вопросов. Например, таких: "Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены". Кроме того, запланированы проверочные работы по биологии. Большая часть работ пройдет в апреле, их будут писать ученики 4-х, 5-х, 10 и 11-х классов.
- По результатам проверочных работ не будут приниматься никакие решения, связанные с судьбой ребенка, его дальнейшим обучением. Всероссийские проверочные работы - это обычные контрольные работы, предназначенные для диагностики уровня подготовки, выявления проблемных зон, самооценки школ, - подчеркнул глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
- Я считаю, что психологическая служба должна быть в каждой школе, - высказала свое мнение министр образования и науки Ольга Васильева.
Вузы выпускают много психологов, но они не идут работать в школу, потому что зарабатывают там слишком мало. По словам министра, вопрос с оплатой труда психологов должен быть решен в ближайшее время. Сколько психологов нужно школе?
- Если в школе 11 классов, то не меньше 11: на каждую параллель - хотя бы одного психолога. А если классов много, то и два. Если есть дети-инвалиды или ученики с какими-то индивидуальными особенностями, то еще больше. Школам нужны психологические службы, где были бы разные специалисты - психоневрологи, логопеды, клинические психологи, так как участились конфликтные случаи, связанные с повышенной агрессивностью детей. Причем желательно, чтобы они были с магистерским образованием, - говорит профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Авдеева.
По мнению экспертов, нужно разработать комплекс критериев оценки работы психолога. Оцениваться должно качество образовательной среды - насколько детям и учителям комфортно в школе.
Школьные учебники отправят не только на экспертизу, но еще и на апробацию, которая пройдет в лучших школах страны.
- Важно, чтобы она проводилась в разных регионах страны и в разных типах школ. Должны быть четко сформулированы цели и задачи апробации. Апробация дает возможность понять, насколько учебник соответствует возрасту детей. Достаточно ли понятно изложено содержание. Какие перспективы интерактивного общения в процессе обучения открывает учебник, - рассказала заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО, автор школьных и вузовских учебников по истории профессор Виктория Уколова.
Ольга Васильева, министр образования и науки России:
- Со следующего учебного года в ЕГЭ по литературе полностью исчезнет тестовая часть. Экзамен станет полностью творческим и приобретет совершенно иное звучание: он будет разделен на три блока, в которые войдет то, что мы называем классическим сочинением. Первый блок - это два задания, связанные с литературоведением. Второй блок - письменные творческие задания, связанные с оценкой лирического произведения. И третий блок - это сочинение, где каждому будут даны четыре темы на выбор. Первая - литературоведческий анализ произведения, вторая - личностное восприятие прочитанного, третья опирается на знания творчества какого-то писателя. Для раскрытия четвертой темы ученик сможет сам выбрать любой материал.
Ведение устной части в ЕГЭ и ГИА по русскому языку.
Обязательный выпускной экзамен по географии.
Обязательный ЕГЭ по истории.
Обязательная публикация всех квалификационных работ выпускников вузов и колледжей, имеющих госаккредитацию в Интернете.
Оценка по сочинению вплоть до 100 баллов.
Введение во всех вузах дополнительных письменных испытаний.
Увеличение учебы в бакалавриате педвузов до пяти лет.
В 73 регионах страны прошел мониторинг студенческого общепита. Активисты проверили 1674 столовых и буфета в 524 вузах и колледжах. Выяснилось, что стоимость студенческого обеда варьируется от 160 до 300 рублей. Дешевле всего пообедать в студенческой столовой Северного Кавказа, учащимся это в среднем обойдется в 160 рублей. Дороже всего обед стоит на Дальнем Востоке - около 300 рублей. В Южном и Сибирском федеральном округе студенты платят за обед в среднем 250 рублей, а в Приволжском, Северо-Западном и Уральском - примерно 200 рублей. В этом году цена обедов подниматься не будет, пообещали во всех вузах.
Екатерина Ковалевская
Открытие не менее 30 учебно-методических центров на базе ведущих колледжей и вузов по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создание в 15 регионах инфраструктуры для психолого-педагогической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет.
Поддержка слабых школ в 20 регионах.
Подготовка 40 тысяч специалистов, которые будут работать с инвалидами и лицами с ОВЗ.
В регионах откроют 34 технопарка.
Не менее 50 процентов колледжей предложат самые востребованные специальности из топ-50.