Новости

19.01.2017 00:08
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Зрячие пальцы

На выставке "Видеть невидимое" почувствовать картину могут все
Руки Юлии Дьяковой по сантиметру ощупывают картину Руссо "Нападение ягуара на лошадь", жемчужину собрания ГМИИ им. Пушкина. Юлия ничего не видит, но в наушниках спокойный мужской голос рассказывает ей о том, что это "горизонтальный холст 116 см в длину и 90 в высоту, полный полуфантастических растений, листья как щупальца осьминога, у каждого свой контур. В джунглях - красные, оранжевые, синие цветы, среди экзотических растений - кусок голубого неба".
Посетители выставки смогли оценить таитянскую экзотику Гогена. Фото: Михаил Синицын Посетители выставки смогли оценить таитянскую экзотику Гогена. Фото: Михаил Синицын
Посетители выставки смогли оценить таитянскую экзотику Гогена. Фото: Михаил Синицын

- Я раньше думала, что у Руссо одно животное истязает другое, - говорит Юля, пришедшая с собакой-поводырем. - А это пейзаж, а не только сцена драки, которая тут просто зарисовка из жизни.

Шедевр примитивизма от Анри Руссо на выставке - не оригинал, а специально сделанная копия. Подобных ей копий, созданных специально для незрячих и слабовидящих людей, на первой в России тактильной выставке "Видеть невидимое" только шесть - больше, по словам куратора Ольги Морозовой, просто не мог вместить по ширине Итальянский дворик музея. Вместились Боттичелли, Кранах Старший, Жан-Батист Шарден, Руссо, Гоген и Пикассо.

О приобщении незрячих изобразительному к искусству мир задумался недавно. Программы для слабовидящих освоил Эрмитаж. Экскурсии, рисовальные классы, воркшопы, где слепые трогают скульптуры, есть в Музее Метрополитен и Национальной галерее в Лондоне. "Прикасаясь к Прадо" - так называлась выставка из 6 картин, переведенных из живописи красок в живопись чернил и полимеров в испанском музее. Этим путем пошли и организаторы выставки в ГМИИ, привлекшие к проекту фонд "Соединение", институт "Реакомп" Всероссийского общества слепых и полиграфическую компанию Estudios Durero, работавшую с Прадо.

Модернисты XX века понравились незрячим зрителям бобльше, чем классика

А началось все с отбора картин.

- Выбор был мучителен, у нас столько шедевров! - говорит куратор выставки. - Решили, что три вещи будут от Возрождения до XIX века и три - XIX-XX веков.

Кранаха выбрали, памятуя его недавнюю выставку, "Благовещение" - самая известная работа Боттичелли в ГМИИ, Руссо забавный, "неправильный", как детский рисунок. Следили за разнообразием жанров: у Шардена - натюрморт с античной головой, Боттичелли - икона, Пикассо - двойной портрет...

- Со "Старого еврея с мальчиком" Пикассо мы начинали, ведь это о том, как люди дополняют друг друга, не могут друг без друга: мальчик - без мудрости старика, старик - без глаз мальчика.

Гогена чуть было не предпочли Ван Гогу, художнику сильных чувств, но Гоген все же проще, а требовались самые ясные вещи. Но и певца Таити упростили- на заднем плане листва на полимерном "холсте" не столь многоцветна, эти детали не очень значимы. Упрощение стало важным: к удивлению организаторов, живопись XX века понравилась посетителям больше, чем "правильная" классика. Во-первых, модернисты слабовидящему зрителю не так знакомы, их привлекли и подчеркнутая условность, новизна, оригинальность и большая приспособленность к новым технологиям.

- Незрячим надо создать связь между тем, что они чувствуют пальцами, и тем, что происходит у них в сознании, - говорит психолог Ирина Саломатина, директор благотворительной организации попечения о слепоглухих "Ушер-Форум".

Эту связь и обеспечивали организаторы. Сначала в Испанию слали снимки картин - для создания форм. Специальная аппаратура делала особо точные по цветам фото, надо было обеспечить на копии стопроцентную передачу авторской палитры (на выставку идут и слепые, и слабовидящие). Снимок распечатывался специальными чернилами, цвета переносились на полимер, "картина" подвергалась термической обработке, что добавляло ей миллиметры глубины и объема. Как тесто поднимается на дрожжах, так "поднимали" и рельеф картин, которые надо "смотреть" руками.

Связь сознания с ощущением создают поверхности разной фактуры (разной термической обработки): небо на "полотнах" гладкое, земля - шершавая, у волос свои рельефы. "Благовещение" и "Мадонну с младенцем" увеличили, там детали, они должны быть понятными. Кракелюр (трещины в краске. - Ред.) тоже оставили на изображении, и зрители с частичным зрением понимают, что перед ними старинная картина.

"Мы другие, наша задача - содержание", - говорил Репин про русских, и поэтому выставку "Видеть невидимое" очень интересно... слушать. Российским ноу-хау стала усиленная "подача" произведений. В аудиогидах тут не просто сухие описания, которые можно послушать, нажимая на кнопки. Тексты писали хранители ГМИИ, корректировали специалисты по работе со слепоглухонемыми, трудности "перевода" обсуждались. На выставке мне дали еще и лист с текстами по Брайлю с тем же самым рассказом, что я слушал в наушниках: легким, непротокольным, живым.

...Русскому человеку картину надо чувствовать. Вот и незрячие зрители, стоя у "Нападения ягуара на лошадь", шутят, что лошади надо бы надеть туфли - уж очень ее ноги похожи на женские. Да и назвали картину неправильно: это лошадь напала на ягуара и откусила ему голову.

В феврале выставка "Видеть невидимое" отправится по России.

Кстати

Диана Гурцкая, певица, член Общественной палаты:

- На этой выставке мы со зрячими наравне. Я пришла сюда как обычный зритель смотреть картины - моральное ощущение тут было важнее всего! Да, смотреть, потому что, слушая тот же аудиогид, я "видела" картину, каждую деталь ее проходила пальцем. Смотреть - и потом рассказать, поделиться впечатлениями, привести ребенка. Ощутить Пикассо - это, скажу вам...