Кому в России не известно село Карачарово - родина Ильи Муромца? У жителей города Мурома, к которому это село присоединили еще в шестидесятых годах прошлого столетия, имеется более конкретный адрес: улица Приокская, дом 279. На нем установлена табличка: "На этом месте, по преданию, стояла изба славного богатыря святого Ильи Муромца". Здесь живет пенсионерка Валентина Михайловна Гущина. Крестьянствует, как и ее далекий предок Илья.
- Тятенька, когда был жив, всегда говорил: мы, Гущины, - потомки Ильи Муромца, на этом месте стоял его дом, - рассказывает Валентина Михайловна.
Она уходит в соседнюю комнату и выносит большой, размером со столешницу кухонного стола, старинный портрет в рамке. На фотографии под стеклом запечатлена пожилая пара. В фигуре седобородого старца, с благообразным светлым лицом обращают на себя внимание большие сильные руки.
- Это мой прапрадед Афанасий, - продолжает хозяйка. - Он отличался богатырской силой. Бывало, везет на лошади сено в гору, лошадь встанет, выпрягает ее и везет сам. Жалеет скотину! А возы были чуть ли не со стог! А в кулачном бою ему не разрешалось драться руками: только - плечами, а руки закладывал за спину. В начале нашей улицы стоят старинные дома из красного кирпича. Там жили купцы, занимавшиеся судоходством. У одного утонул якорь. Афанасий взялся доставить его на место. Купец пообещал хорошо заплатить, да слова не сдержал. Мужик обиделся и проучил его: притащил якорь к воротам купеческого дома. Якорь был такой, что с места никто сдвинуть не мог.
У Валентины Михайловны есть внук Иван. Окончил Муромский промышленно-гуманитарный колледж, трудится на заводе имени Дзержинского по рабочей специальности, а весной собирается в армию. Обычно детей просят прочесть гостям стихи, а его, когда был маленьким, спрашивали: а что сделал Илья?
Самый младший потомок богатыря бойко отвечал: "В Муроме победил Соловья-разбойника, а в Киеве - печенегов!"
- Мы - двадцать седьмое поколение Ильи Муромца, а роду почти тысяча лет, - уточняет Валентина Михайловна. - Всего было 500 потомков, сегодня нас осталось немного. Жив двоюродный брат по линии отца - Николай Константинович.
У Гущиной двое детей. Сын Алексей Шибаев был начальником участка в местной горэлектросети, сейчас сменил руководящую должность на рабочую. На днях у него родилась внучка Виктория. Дочь Татьяна Беляева длительное время работала начальником участка на Муромском заводе радиоизмерительных приборов, сейчас трудится здесь же в другой должности. И внуков тоже двое: Ваня - от дочери и Елена - от сына. Обоим детям - под пятьдесят, так что заводить по второму ребенку уже поздно. Неужели тысячелетний род Ильи сходит на нет?
Ровная и широкая Ока немного отдаляется и уходит в сторону. А между рекой и улицей, где стоит дом Гущиных, "вклинивается" старица - озеро Лава. Рассказывают, при Илье река катила свои воды ближе к нижегородскому Навашину, а на месте сегодняшнего ее русла было большое поселение. Но Илья расширил ручей, и река пошла напрямую.
По преданию, приложил свои руки богатырь и к местной Троицкой церкви. Изначально она была деревянной с фундаментом из мореного дуба. Тяжелые дубовые бревна Илья сам вытаскивал из реки и заносил на гору.
В Карачаровском колодце воды столько, что рукой достанешь. Но особое место - у небольшого ключа под горой почти посредине Приокской улицы. "…30 лет и три года просидел Илья Муромец на печи, поднялся, напился из него воды и пошел бить врагов".
Родник "закован" в огромный металлический стакан с дном наверху и вытекает из него через трубу. Над ней летом нередко склоняются молоденькие солдатики - современные защитники Родины! Пьют с жадностью. Жарко! А вода, действительно, вкусная. В меру холодная, немного сладковатая, без постороннего привкуса.
- Под нами - доломит, - поясняет местный житель Александр Федорович Горшков. - Вода проходит через него, как через фильтр, собирается и выбивается здесь.
С одиннадцати лет Горшков работал водовозом. Всю войну возил воду на фермы и конюшни колхоза "Ленинский путь". Легко сказать - возил! Раньше вода здесь собиралась в дубовый чан, а в чане были три окна. Из них воду начерпывали ведерным черпаком. Бочка у водовоза - на 40 ведер. Наполнит мальчишка ее и тащит в гору вместе с лошадью. И так за день раз шесть. Ну, чем не богатырь!
- Сколько себя помню, к нам всегда приезжали люди, - рассказывает Валентина Гущина. - Бывали туристы из Финляндии, Германии и даже Японии. Потянулись и наши паломники - хотели знать, где жил богатырь. В день по пять-шесть машин бывало. Откровенно говоря, иногда такое нашествие меня раздражало. А сейчас, когда туристов стало меньше, мне хочется, чтобы интерес к этому месту продолжал расти.
- Мифотворчество! - заявила одна моя муромская знакомая, узнав, куда я отправляюсь в командировку.
А с мифотворчеством лет десять назад решил бороться настоятель старейшего мужского Свято-Благовещенского монастыря в Муроме отец Кирилл (Епифанов), к сожалению, трагически погибший в дорожной аварии в 2011 году. Для него было очень важно, чтобы изображение Ильи Муромца было не только каноническим. А рассуждал священнослужитель примерно так. Ко многим святым люди сегодня относятся как к сказочным героям. Взять хотя бы Николая-угодника. Также и с Ильей Муромцем. В памяти народной его образ опоэтизирован и сросся с мифами. И это сыграло с нами, сегодняшними, злую шутку: представить, что это реальная историческая личность, праведник, нам сложно.
В 2004 году, когда в Муроме готовились к празднованию 400-летия со дня преставления святой Иулиании Лазаревской, в селе Лазарево, недалеко от города, восстановили Никольский придел, подняли разоренное семейное захоронение ее родственников. С останками работал главный специалист Московского бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин. Позже, побывав в его рабочем кабинете, священник увидел выставку бюстов известных исторических личностей, восстановленных по черепам по методу Сергея Герасимова, а среди них - бюст Ильи Муромца. Заказал специалисту еще два скульптурных "образа" для Киево-Печерской лавры и Муромского музея.
Оказалось, что рентгенологическое исследование Никитина в Киево-Печерской лавре доказало, что факты, ставшие сказаниями и былинами, очень близки к правде и принадлежат истории. Умер муромский богатырь предположительно в 1188 году в возрасте старше 50 лет. И не своей смертью, а в бою с половцами, защищая Киево-Печерскую лавру. У воина-монаха пробита левая рука, ключица и ребра, а удар врага пришелся ему прямо в сердце. А выявленные признаки патологических изменений позвоночника подтвердили, что Илья мог быть недвижим. Да и роста он был по тем временам действительно богатырского - около 177 сантиметров.
В Благовещенском соборе установили раку, куда перенесли часть мощей Ильи Муромца из Киево-Печерской лавры. А над ней повесили табличку, в которой содержалось научное описание результатов работы московского судмедэксперта. Но главное открытие было еще впереди!
Бюст первейшего защитника земли Русской Никитин сделал еще в 1989 году, а в 2007 году - впервые приехал к Гущиным. Увидел портрет прапрадеда хозяйки и буквально оцепенел от неожиданности. Как он похож на своего далекого предка!
Тем временем
Сотрудники министерства обороны Украины правили страницу в "Википедии" богатыря Ильи Муромца, дополнив графу "происхождение" информацией, что он мог родиться не в деревне Карачарово под Муромом, а в украинском селе Карачев. В ответ на это "Почта России" и театр-музей Ильи Муромца опубликовали точный адрес богатыря и объявили конкурс писем Илье Муромцу. Для участия в конкурсе необходимо послать письмо-открытку в Муромский театр-музей до 31 января по адресу: 602267, Владимирская область, город Муром, улица Коммунистическая, дом 33. Авторы лучших посланий получат бесплатные билеты на представления с участием Ильи Муромца и других богатырей, а также подарки.