Эта картина была готова в мае 2016-го года, когда обе героини еще были живы. Однако на премьеру в Канны весной прошлого года из-за проблем со здоровьем ни мать, ни дочь так и не приехали. Но никто не мог предположить, что их история закончится именно так. 27 декабря 2016 года в возрасте 60 лет из-за проблем с сердцем умерла Кэрри Фишер, прославившаяся ролью принцессы Леи в классической трилогии Джорджа Лукаса "Звездные войны". А сутки спустя, при подготовке к похоронам дочери, скончалась 84-летняя Дебби Рейнольдс, одна из самых известных актрис музыкального кино эпохи "золотого века" Голливуда, мировая слава которой до сих пор не померкла благодаря классическому мюзиклу "Поющие под дождем".
Эти трагические события в картине HBO, понятно, остаются за кадром - никому на кабельном телеканале, слава богу, не пришло в голову приделывать фильму пошлый постскриптум, обновлять информацию в связи с изменившимися обстоятельствами. В этом просто не было необходимости. "Две звезды" и без того в связи с этими самыми обстоятельствами выглядят идеальным некрологом - нежным и теплым, но при этом не политым сладкой патокой и липким елеем.
Полтора года назад Дебби Рейнольдс и Кэрри Фишер, на склоне лет наладившие отношения, пустили съемочную группу HBO в свои особняки, расположенные по соседству. К тому моменту обе женщины были безусловными легендами американского кино - что имело как положительные, так и отрицательные стороны. Про положительные все и без того понятно - достаток, слава, любовь поклонников, автограф-сессии и публичные выступления, на которые приходят тысячи зрителей даже после того, как карьера закончена. С отрицательными последствиями такой легендарности чуть сложнее. В случае с Рейнольдс и Фишер (да, впрочем, как и во многих других случаях) публика знала не столько их, сколько их знаменитые роли. Ну а про то, какие они на самом деле узнавала в основном из заметок в бульварной прессе. Они, конечно, тоже были своего рода зеркалом, однако в том, что степень его кривизны была довольно значительной, сомнений нет никаких.
Режиссеров "Двух звезд" Алексиса Блума и Фишера Стивенса этот зазор между "образом публичным" и "образом частным" интересует как раз больше всего. Но главное, что обе героини оказались готовы раскрыться перед беспристрастной документальной камерой и почти не играть на публику. Из-за этого уровень интимности этой картины в какой-то момент потрясает. Нет, тут никто не трясет своим грязным бельем и не смакует скандальные подробности своей биографии. Женщины просто садятся перед камерой и рассуждают о драматических перипетиях своей жизни. Все это перемежается кадрами семейной хроники - бесценным материалом для любого интересующегося историей Голливуда, который ранее никогда не публиковался.
Вот, например, Кэрри Фишер рассказывает о том, как наркотическая зависимость и сложные отношения с матерью в конце 80-х годов стали для нее поводом написать автобиографическую книгу. Эта книга была экранизирована Майком Николсом. В фильме "Открытки с края бездны" роль дочери сыграла Мерил Стрип, а матери - Ширли Маклейн. Разговор о том, как наркотики едва не погубили Фишер, в фильме сменяется семейной хроникой - уже пожилая Фишер сидит около постели своего умирающего отца Эдди Фишера, также пережившего бурную молодость со всеми возможными излишествами. Эдди Фишер бросил Дебби Рейнольдс ради Элизабет Тейлор, когда Кэрри была совсем маленькой. "Я знаю, что не Тейлор, а я всегда была главной женщиной в твоей жизни"- говорит ему Кэрри. Тот улыбается и едва заметно кивает головой. "Ну а ты-то меня любишь?" - чуть слышно спрашивает Эдди. "Конечно, люблю" - отвечает своим фирменным низким голосом Кэрри. И в этой незамысловатой сцене - квинтэссенция тепла и нежности, с которой сделана эта картина.
Портреты Дебби Рейнольд и Кэрри Фишер вышли непарадными - в кадр то и дело попадают подробности, характеризующие их не как кинодив, а как простых смертных, наделенных самыми обычными недостатками. И этот эффект приближения оказывается самым сильным художественным средством фильма. Неслучайно в оригинале он называется Bright Lights - "Яркие огни". Понятно, что имелись в виду софиты и вспышки фотокамер, под которыми прошла жизнь матери и дочери. Но сам фильм стал тем мощным прожектором, благодаря которому зритель сможет разглядеть в историях двух знаменитых женщин нечто такое, чего раньше никто не замечал.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"