Под этими работами, на стенде выставочного зала Научной библиотеки музея - переплетенный Надей экземпляр "Мастера и Маргариты, собранный из журнала "Москва" 66-67 годов под толстой обложкой. В другом виде "Мастера…" в стране тогда просто не было. 15-летняя Надя "проглотила" роман за считанные дни, сразу отправилась в путешествия по булгаковской Москве, и пошли наброски, десятки листов, исписанных тонким пером. Это были первые, самые первые иллюстрации к, наконец, увидевшей свет великой книге.
В фонды Государственного музея А.С. Пушкина, что на Пречистенке, работы девочки-вундеркинда (в 12 лет первая выставка, в 13 - первые иллюстрации в "Юности", за следующие 5 лет - 15 персональных выставок в СССР, Польше, Японии, Чехословакии, Индии...) поступили 20 лет назад. 300 листов иллюстраций к пушкиниане музею передала мать Нади.
Сегодня ее рисунков в музее порядка 9 тысяч. Включая вот эти, на маленьких бумажных квадратах детской рукой еще выведенные сюжетики из "Сказки о царе Салтане". Рядом с ними под стеклом - книга из домашней библиотеки Рушевых: отец читал ее, а семилетняя девочка рисовала. На стене - иллюстрации к "Мастеру и Маргарите", "Войне и миру", "Маленькому принцу", "Тому Сойеру", "Гамлету". В несколько штрихов пером графические пометки на полях романа: Пьер Безухов у костра, князь Андрей с Наташей, порывистая юная Мими несется с зонтиком... Листы разного формата и цвета, что попадались под руку.
Надины рисунки рождались без эскизов, мгновенно, она всегда рисовала набело и никогда не пользовалась ластиком (хотя вот он тут, в ее сохранившемся в музее пенале). "Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, мне остается их обвести", - говорила она про своих героев. В немецких искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают за эталон: в ее лучших рисунках ни одной лишней черты, но есть эмоции.
На рисунках, собранных Надиным отцом, театральным художником Николаем Рушевым, в нежных лицах и тонких фигурах Маленького принца или Бекки из "Тома Сойера" проглядывает робкая чувственность, угловатое очарование подростка. Но есть и взрослая, без всяких скидок, "Гертруда, королева датская": голова женщины анфас, черные, бьющие, огромные глаза... Наде предстояло вырасти в большого трагического художника...
По словам куратора выставки Лидии Карнауховой, недавно крупнейшее российское издательство, готовившее издание "Мастера и Маргариты", выбрало из коллекции музея порядка 70 иллюстраций. Именно ее, Надиных, рисунков.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"