19.01.2017 12:20
Поделиться

Кировские дети-сироты попросили жилье в обычных домах

За четыре года, прошедших с тех пор, как детям-сиротам стали предоставлять жилье за счет федерального бюджета, ситуация к лучшему не изменилась. Когда воспитанники детдомов начали получать первые квадраты, выяснилось: местные власти решили действовать по принципу "вот тебе, убоже, что нам негоже".

Максимально минимизировали расходы

Квартиры, куда пытались вселить начинающих самостоятельную жизнь молодых людей, вызывали в лучшем случае недоумение. Как рассказал "РГ" эксперт регионального ОНФ Константин Ситчихин, были случаи, когда спустя год дома новоселов попросту исчезали из-за ветхости.

Местные власти ссылались на то, что купить жилье на выделяемые в рамках федеральной программы деньги не представляется возможным. Кроме того, большинство квартир на "вторичке" не отвечало главным критериям - необходимой площади в 26 квадратных метров и санитарным нормам.

В Кирове, где возможностей намного больше, чем в районах, решили отказаться от покупки жилья для детей-сирот на вторичном рынке и начали строить для них специальные дома. Но, как показала практика, фирмы - победители конкурсов на строительство домов восприняли это как возможность легкого заработка. И постарались минимизировать себестоимость жилья.

Это показали уже первые дома в Нововятском районе Кирова на улице Рухлядьева, построенные для детей-сирот в 2013 году. Красивые с виду квартиры были сданы с кучей недостатков. Новоселы жаловались на промерзающие стены и протекающие потолки, на "картонные" перегородки между квартирами, проблемы с сантехникой.

Сдавая летом прошлого года очередной дом для детей-сирот в пригороде Кирова, городские власти рапортовали, что "за эти годы проекты домов усовершенствовались, строители учли все замечания, в частности, добавили балконы, а также стали применять новые технические решения".

Власти устранились от контроля

До какой степени "строители учли все замечания и предложения", хорошо иллюстрирует рассказ Анны Пуповой, которая заехала со своей семьей в дом для детей-сирот на улице Ленина в том же Нововятском районе в конце 2015 года.

- В квартире было холодно, так как очень дуло от окна, - вспоминает она. - Ходили в теплой одежде, электрическая плита и обогреватель работали круглосуточно. Естественно, за электричество пришел счет на кругленькую сумму. Через несколько дней после заселения в мою квартиру перестала поступать холодная вода. Оказалось, что промерзла труба. Горячую воду таковой можно было назвать лишь с большой натяжкой. В подвале очень сыро, из-за этого в квартирах на первом этаже появляется плесень. И постоянно возникают проблемы с канализацией.

По словам Константина Ситчихина, аналогичная ситуация с "сиротскими" домами сложилась почти во всех муниципальных образованиях. Главная проблема в том, что местные власти практически устранились от контроля за их качеством.

- В нынешних условиях, когда продажа квартир практически застыла, строить такие дома становится выгодно, - объясняет он. - И хотя объявляется конкурс, всем понятно, что местной администрации уже известен победитель. Иначе он бы не взялся за такой дорогой объект. Тем более сроки ограничены. И в таких условиях все вопросы, в том числе и по качеству жилья, должны быть оговорены заранее. Это же относится и к устранению недостатков.

По мнению Ситчихина, решить проблему могла бы сама система покупки жилья для детей-сирот. Если раньше рыночная цена квартир в новостройках была выше суммы, которую бюджет выделял на покупку жилья для детей-сирот, то сейчас, когда продажи жилья застыли, она практически выровнялась. И теперь за эти деньги вполне можно приобрести квартиры в обычных новостройках. Например, по паре квартир в каждом подъезде. В этом случае брак был бы практически исключен, поскольку строителям нет смысла экономить на качестве жилья - ведь люди, которые купили в доме квартиры за свои деньги, самые строгие контролеры.

"В чем наша вина?"

Аналогичной точки зрения придерживаются и сами дети-сироты. Анна Пупова считает, что нет смысла строить для них специальные здания.

- Прохожие озираются на наши дома и на нас, будто мы прокаженные, - говорит она. - В чем наша вина, что мы стали сиротами? Да и сами мы все разные. Например, в нашем доме пьют и дебоширят несколько человек, а в микрорайоне считают, что все мои соседи - алкаши. Наша семья хотела бы жить в обычном доме.

Но пока у нее этой возможности нет. В течение пяти лет дети-сироты не могут продать свою квартиру, чтобы переехать в другой дом. И, как считает уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, скоро в связи с "сиротскими" домами появится новая проблема. Именно из-за их неблагополучного в обывательской среде статуса туда вряд ли захотят ехать социально благополучные люди, и такие дома могут превратиться в "бараки", куда риелторы переселяют спившихся маргиналов.

Сегодня, по его словам, абсолютное большинство детей-сирот выступают за то, чтобы им предоставляли жилье в обычных домах. Но здесь необходимо учитывать несколько моментов.

- С одной стороны, вроде бы очевидно: необходимая социализация произойдет только в том случае, если сироты будут жить в обычном доме среди обычных семей, а не в "общаге", которую во многом напоминают дома для них, - говорит Шабардин.

С другой, как говорят сотрудники опеки, в таких домах им легче контролировать своих подопечных, чем ездить по квартирам, разбросанным по разным районам города. Проще решать и какие-то коммунальные проблемы "оптом" для всех. Кроме того, не надо забывать, что у таких семей нет бабушек-дедушек, и сегодня они кооперируются, чтобы решать проблемы с детьми: сегодня одна семья "дежурит", пока родителям нужно отлучиться, завтра другая.

Строители тоже не против

Но тем не менее даже с учетом всего этого вариант с предоставлением детям-сиротам квартир в обычных домах выглядит более предпочтительным. Владимир Шабардин согласен с экспертом ОНФ, что тогда как минимум отпадет проблема с качеством жилья. Сегодня строить жилье для детей-сирот согласны даже крупные кировские застройщики. А поскольку дома закладываются в свободной планировке, ничего не стоит заранее обговорить необходимый метраж и прочие условия, чтобы квартиры для детей-сирот соответствовали федеральному законодательству.

Кроме того, в этом случае жилье будут строить местные организации, а не заезжие, которым в дальнейшем сложно предъявить какие-то санкции в связи с качеством. Если речь идет о нескольких квартирах в обычном доме, а не об объекте в целом, "временщики", которые могут объявить более низкую цену при неудовлетворительном качестве, на конкурс просто не заявятся.

Любопытно, что с такой точкой зрения согласны и сами строители. По их мнению, нет никакой проблемы учесть параметры сиротских квартир в своих объектах. А потом город просто выкупит эти квартиры через торги. И они ничем не будут отличаться от обычных.

Комментарий

Ирина Сысуева, начальник отдела защиты прав детей министерства образования Кировской области:

- Совершенно понятно, почему именно сейчас вновь возник интерес к этой теме, хотя дискуссия, что лучше - строить для детей-сирот отдельное жилье или покупать квартиры в обычных домах - идет уже много лет. В данный момент, когда рынок жилья стоит, строители обратили внимание на социальное жилье, которое раньше было им неинтересно по экономическим причинам. Но надо учитывать все моменты. Я только что вернулась из Пермского края - у них проблемы те же самые, что и у нас. Как, впрочем, и во всей стране. Конечно, в плане социализации лучше покупать квартиры в обычных домах. Но, как показывает практика, люди не хотят жить со "сложными" соседями и даже вычисляют такие дома. Поэтому однозначной точки зрения на эту проблему нет. Сейчас в специальных домах для детей-сирот мы пытаемся создавать системы, подобные студенческому самоуправления. Что помогает решать не только бытовые проблемы, но и социальные. И разрешать какие-то конфликты.