Новости

19.01.2017 16:34
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Забытое имя

Кто был автором знаменитого бюста Семена Дежнева?
В Москве нашли и привели в порядок захоронение талантливого скульптора-керамиста Зинаиды Баженовой, уроженки Новосибирска.
 Фото: Елена Черданцева Константин Синявин сделал барельеф Зинаиды Баженовой и поместил его на мемориальной плите. Фото: Елена Черданцева
Константин Синявин сделал барельеф Зинаиды Баженовой и поместил его на мемориальной плите. Фото: Елена Черданцева

Работы Баженовой видели многие: например, она автор пяти аллегорических женских фигур, установленных на фонтане "Дружба народов" на ВДНХ (они символизируют Латвию, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Туркмению). Ее работы есть в Третьяковской галерее, Государственном музее керамики и "Усадьбе Кусково XVIII века", во многих музейных и частных собраниях. Возможно, ей принадлежит и авторство знаменитого бюста Семена Дежнева, установленного в самой восточной точке материка Евразия - у подножия маяка на мысе Дежнева.

Однако сегодня Зинаида Баженова незаслуженно забыта.

А был ли скульптор?

Найти могилу в Москве, где почти полторы сотни кладбищ, очень сложно. Но есть краеведы, энтузиасты, которые изучают архитектуру надгробных сооружений; надписи на плитах, ведут розыск захоронений людей, оставивших след в истории. Существует "Общество некрополистов", к которому принадлежит и автор этих строк. К нам обратился скульптор-реставратор Константин Синявин, сотрудник Всероссийского реставрационного центра им. Академии Грабаря. Спросил, не знаем ли мы, где похоронена сибирячка Зинаида Баженова?

"Кто это?" - удивилась я.

В Интернете о скульпторе всего полстраницы - только список работ. О судьбе - ни слова, будто она и не жила, а только памятники создавала. Как узнать, где ее похоронили? Но выяснилось, что Павел Кац, создатель сайта "Московские могилы", встречал ее фамилию в колумбариях Нового Донского кладбища, и он даже прислал снимок.

Место захоронения Баженовой мы вскоре нашли. Скромная плита. Место, отведенное под снимок, пустовало. Константин изумился: "Даже нет портрета? Может, я ей сделаю барельеф?". Сложность была в том, что при всем старании удалось найти всего одну фотографию. Сейчас барельеф установлен.

Девочка из Новосибирска

Сначала казалось, что найти какие-то сведения о судьбе Зинаиды Баженовой не получится. Да, знакомо ее имя нескольким специалистам, и что? Константин считает ее редким мастером, который умел работать и в керамике, и в бронзе. Например, в Третьяковке в постоянной экспозиции есть ее работа - бюст Джамбула Джабаева, сделанный из керамики, раскрашенный. Но есть его же бюст, выполненный уже из строгой бронзы. В советское время мало кто брался за столь разные материалы, а Баженова создавала и керамические статуэтки, и гигантские изваяния. Известно, что в Москве она училась у Веры Мухиной, автора знаменитых "Рабочего и колхозницы".

Константин Синявин долго прочесывал архивы. Через месяц ему повезло. Он нашел в библиотеке музея-усадьбы Кусково книгу о Баженовой. Она вышла в 1961 году, еще при жизни скульптора, в издательстве "Советский художник". Написала ее критик Галина Ростовцева.

Из книги "Зинаида Васильевна Баженова": "Родилась Баженова в 1905 году в Новониколаевске. Художественная одаренность ее сказалась очень рано. В детстве она с увлечением рисовала на заборах мелом и углем, а с двенадцати лет старательно занялась лепкой на детской площадке. Как-то она вылепила из глины голову мальчика, передав известное портретное сходство. После этого окружающие начали называть девочку "художницей" к неудовольствию отца, который не желал дочери такого будущего, считая всех художников неудачниками".

Между тем в семье будущего скульптора и до этого были творческие таланты: дед Баженовой сбежал из духовной семинарии, предпочтя сану священника ремесло бродячего живописца, и, странствуя из деревни в деревню, разрисовывал дома, писал иконы.

Зинаида окончила школу в Новосибирске, некоторое время работала воспитательницей, затем поступила ученицей в литографическую мастерскую и одновременно в студию художника-пейзажиста Дорохова, воспитанника Академии художеств. Позже поступила в Свердловский художественно-промышленный техникум, где занималась под руководством известного скульптора Синайского. Окончила техникум в 1928 году по специальности "скульптор-художник". В том же году поступила во ВХУТЕИН (Высший государственный художественно-технический институт) на отделение скульптуры, получив по конкурсу стипендию Наркомпроса.

"Четыре года учения в институте были бурными, полными исканий и ярких впечатлений. Первые два из них прошли в Москве, следующие два - в Ленинграде в Академии художеств, с которой был слит к этому времени институт. В Москве самой яркой фигурой среди преподавателей была В. И. Мухина", - пишет Галина Ростовцева.

В 1932 году Баженова окончила Ленинградскую Академию художеств и вернулась в Москву. Здесь началась ее самостоятельная творческая работа.

От Ленина до Дежнева

К сожалению, многие работы Баженовой не сохранились. Парковые скульптуры создавались из достаточно хрупкого материала. Сейчас сложно найти даже скульптуру маленького Володи Ульянова, выпущенную огромным тиражом. От других фигур "Ленина в детстве" (их несколько) ее легко отличить. Созданный Баженовой мальчик изображен "в высоких сапожках, с одной рукой, заложенной за поясок рубашки, и с книжкой в другой".

Сохранившиеся работы Зинаиды Баженовой находятся в основном в запасниках музеев. К сожалению, в Москве пока не планируются ее выставки.

…Читая книгу, я наткнулась на неожиданные открытия. Например, фонтан "Дружба народов" мог иметь совсем другой вид. Ростовцева пишет: "Первоначальные наброски Баженовой изображали девушек в живых непринужденных поворотах, как бы в танце: то опустившихся на одно колено, то выпрямляющихся, с руками, поднятыми кверху, или несущими музыкальный инструмент, пиалу, цветы. Жанровость этих фигур пришла бы в противоречие с высоким строем образов, требуемым аллегорией. Несомненно, что в рисунках и эскизах было больше жизни и выразительности, чем в созданных позднее бронзовых статуях".

И еще один факт: находясь во время войны в эмиграции, в Ташкенте, Баженова выиграла конкурс на создание памятника Герою Советского Союза Ахмету Алиеву. Для работы над памятником в 1943 году она вернулась в Москву. Что интересно, нигде больше имя Алиева не встречается. Вроде бы список всех Героев Советского Союза хорошо известен, есть документы, а сведения об этом человеке: откуда он родом, какой подвиг совершил - бесследно пропали.

Перепутали автора?

Но самое любопытное в том, что как пишет Ростовцева: "В последние годы Баженова выполнила портрет выдающегося русского морехода С. И. Дежнева (для маяка на мысе его имени) …портрет воображаемый - так как изображений Дежнева не сохранилось".

Мыс Дежнева - крайняя восточная материковая точка России и всей Евразии. Казак-первопроходец доказал, что Америку и Азию разделяет пролив. Изображений знаменитого путешественника, жившего в первой половине XVII века, не сохранилось. Однако сегодня образ Семена Дежнева, порожденный фантазией Баженовой, все принимают за подлинное изображение мореплавателя. Он попал и в учебники истории, и даже на почтовые марки. И если сравнить снимок бюста Дежнева, обнаруженный в книге, с тем, что установлен на Чукотке, то заметно - это одна и та же работа. Выполненная из разных материалов, но одна.

При этом во всех источниках автором бюста назван скульптор Бродский Б. Н. На самом деле Бродский писал книги о скульптуре и возглавлял на Дальнем Востоке отдел монументального искусства, возможно, поэтому его и посчитали автором знаменитого бюста. Так или иначе, окончательное решить этот вопрос должны специалисты по советскому искусству середины ХХ века.

Кстати

20 января 2017 года исполнится тридцать лет со дня смерти Зинаиды Баженовой.