В Александринке поставили сатирическую пьесу Маяковского

"Баня" в шести действиях с цирком и фейерверком была предложена когда-то Владимиром Маяковским для перевоспитания отечественных бюрократов. В 1930-х годах, когда эту его пьесу впервые поставили на отечественной сцене, понимания у зрителей она не нашла. А вот спустя 87 лет, в январе  2017-го, ей самое время! Так решили в Александринском театре, новый главный режиссер которого Николай Рощин взялся за "Баню" со свойственным ему энтузиазмом.

Премьера назначена на 25 января. Но даже сейчас, за несколько дней до нее, Рощин признаётся: работа далека еще до завершения.

- Причина в том, что пьеса авангардная, а с такими всегда очень сложно работать, - сказал он корреспонденту "РГ". - Поэтому и ставят ее у нас в стране очень редко. К тому же написана она с явным сатирическим оттенком  времен первых советских пятилеток, что не слишком актуально сейчас, приходится это старое "вычленять"…

Что актуально - так это время действия "Бани". Маяковский отправил одного из своих героев на машине времени в 2030 год. Это почти сегодня! Ну, и  засилье чинуш с бюрократами, самых живучих из числа госслужащих, в стране не прекращается. Редкий россиянин из числа наших современников не сталкивался с ними, пытаясь решить тут или иную проблему, даже самую, казалось бы, незначительную. Вот в Александринке и взялись снова устроить им "Баню", чтобы, так сказать, неповадно было!

А то, видишь ли, сидят с кислыми минами, сложив руки на груди, все-то им не нравится - ни как поют-танцуют молодые артисты, в основном будоража, а не лаская слух ВИП-персон из министерства; ни то, что "буржуазного разложения" показано слишком мало. И этот, как его, главначпупс  Победоносиков все скачет да скачет: со стула в зрительном ряду - на сцену, со сцены - на стул. А молодые артисты в цветастых комбинезонах с серпами и молотами (о, эти молоты цвета алой зари, раззудись плечо, размахнись рука!), так хотят понравиться пупсу, то есть, главначу, без согласования которого не пустят их дальше репетиций, что на любой цирк готовы. Горизонты их фантазии необъятны!..

В "Бане" образца 2017 года аллюзий, метафор, гротеска и гипербол хватит надолго, чтобы "ощущать и переосмыслять"

Смотришь фрагмент постановки Рощина, представленный журналистам на Новой сцене прославленного петербургского театра, и в какой-то момент начинаешь ощущать себя этим самым Победоносиковым, главным начальником по  согласованиям. Так и хочется вмешаться, дать указание кому-нибудь. Ну что они там, на сцене, в самом деле, распрыгались, почему не постоят (посидят) спокойно, рассказав какую-нибудь светлую историю о грядущем всеобщем благоденствии, или, хотя бы о сиянии светил среди миров…

Или нет, лучше буду я Фарфоровой женщиной. Она отправляет людей в будущее, где никто никому "не указ", а все друг для друга братья, друзья и помощники. И никаких тебе чинуш с их патологической склонностью к запретам всего и вся. Так ведь мечтал Маяковский?

Впрочем, в спектакле "Баня" образца 2017 года аллюзий, метафор, ассоциаций, гротеска и гипербол столько, что хватит надолго, чтобы "ощущать и переосмыслять". С этим у Николая Рощина проблем никогда не было. Достаточно вспомнить его прежние работы, начиная с "Пчеловодов" 1998 года. А "Старая женщина высиживает", поставленный им в 2014-м на той же Новой сцене старой Александринки, и сегодня чуть ли не образец аллегорической масштабности.

Начиная работу над "Баней" (второй его спектакль по Маяковскому, первым была "Мистерия-буфф" в московском Центре им. Мейерхольда), он, как признался, немало "поработал с автором". То есть, с текстом, поменяв иные фрагменты местами, сместив кое-где акценты и интонацию, адаптировав и скомпилировав.

В вашей постановке фигурирует большая кукла, внешне сильно смахивающая на поэта. Хотите тем самым дать понять, что его авторство для вас священно?

Николай Рощин: И это тоже. Как все гениальные поэты, он был провидцем и почти стопроцентно угадал живучесть бюрократии. Другой вопрос, что я не уверен, поймут ли идею зрители. Да и все ли наши молодые современники знают, кто такой Маяковский?.. Надеюсь, наш спектакль откроет для этих незнаек его имя во всей его многозначительности.

Главную мужскую роль - главначпупса Победоносикова исполняет в новом спектакле Виталий Коваленко. Главную женскую (Фарфоровая женщина) постановщик отдал Алене Вожакиной, с которой работал на "Старой женщине". Музыку к спектаклю - "не в стиле двадцатых, но в ритме сердца" - написал актер и композитор Иван Волков. Идти постановка будет на Новой сцене Александринского театра, в зале, вмещающем порядка 150 человек.

Прямая речь

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: "Баня" - наша первая новая постановка 2017 года. Для нас очень важно, что и премьера первая, и что поставлена по пьесе именно Владимира  Маяковского. Когда-то давно она была достаточно известной и популярной.  Заказал ее автору в 1929 году Всеволод Мейерхольд, сам же потом и поставил, дав пьесе высокую оценку, назвав ее "величайшим событием для русского театра". А сегодня ее уже мало кто знает, к сожалению. Разве что старшее поколение зрителей. На мой взгляд, рано "списали" "Баню". В ней много такого, что актуально и в наши дни. А, значит, интересно.

Сложность же одна: в том, как адаптировать текст к современности. Иными словами, как найти те выразительные театральные средства, которые бы "сработали", чтобы зритель душой и умом воспринял предлагаемые ему фантастические обстоятельства, являющие во многом, в сущности,  сегодняшними. Затронуты вечные темы. Например, борьба одних за право  совершить что-то полезное и важное для страны, и чиновничьи препоны этому. Просто изменилась форма пиджака, как говаривал Чехов. В нашем случае - лексика, способы приспособленчества. Пересечений очень много. Мы наблюдаем их каждый день в разных проявлениях.