В 2012 году здесь внедрили систему энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001:2011 и успешно прошли сертификационный аудит. Так что теперь у "Черномортранснефти" есть сертификат соответствия международному стандарту, по которому работают все крупные мировые компании. В 2016 году АО "Черномортранснефть" продлило действие сертификата. Что это означает на деле?
По оценкам экспертов, сейчас энергозатраты многих российских предприятий превышают аналогичные показатели в развитых странах примерно вдвое. Избавляться от стереотипа "все общее - значит ничье" удается с трудом. Между тем в западных странах, как это ни парадоксально звучит, на экономию не скупятся: так, на мероприятия по энергосбережению власти за границей выделяют 16,8 миллиарда долларов в год. Кроме того, существуют финансовые программы, поощряющие энергоэффективный бизнес.
В России первыми в деле энергосбережения стали именно международные компании, в том числе ПАО "Транснефть". Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2021 года" была принята в 2015-м во всех организациях системы.
Энергетическая политика ПАО "Транснефть" включает ряд направлений. Уровень энергоэффективности постоянно повышают как за счет реализации технических мероприятий, так и за счет рационального использования топливно-энергетических ресурсов, а также благодаря энергоэффективному оборудованию и технологиям.
Построенная согласно требованиям сертификата система энергетического менеджмента дает возможность снижать затраты на топливно-энергетические ресурсы, уменьшать выбросы вредных веществ в окружающую среду, совершенствовать управление производственными процессами и проводить их своевременный мониторинг.
Давайте рассмотрим, как это происходит. АО "Черномортранснефть", являясь дочерней организацией "Транснефти", считает своей ключевой задачей снижение потребления энергоресурсов.
На объектах предприятия обновляется насосный парк, электродвигатели меняются на более эффективные и энергосберегающие, проводится замена котельного оборудования и осветительных приборов. В 2016 году наиболее заметным мероприятием, повышающим энергоэффективность основного оборудования, стал капитальный ремонт электродвигателей магистральных насосных агрегатов на нефтеперекачивающих станциях "Тарасовская" (СТД-5000) и "Хадыженская" (4АЗМВ-1600). Каков КПД этих мер?
- Это позволило снизить потери электроэнергии при использовании оборудования и привести КПД электродвигателей в соответствие с нормативными значениями, - отмечает главный энергетик АО "Черномортранснефть" Леонид Болдырев.
Он рассказал, что на линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) "Пшехская" в сентябре 2016 года также заменили электродвигатель, поставили новый - с более высоким коэффициентом полезного действия.
И на ЛПДС "Хадыженская" энергосбережением занялись всерьез. Здесь проведена существенная модернизация системы теплоснабжения: установлена новая блочная котельная типа УВТ-2, отремонтирована теплотрасса: заменены трубы, при этом использовалась современная полиуретановая тепловая изоляция. Затем посчитали, что в итоге получилось.
- Во-первых, удалось эффективнее и экономичнее осуществлять теплоснабжение объекта в зимний период, а, во-вторых, получили экономию топлива за октябрь - декабрь 2016 года в размере 4,8 тонны, - рассказал Леонид Болдырев.
В рамках реализации программы энергосбережения в АО "Черномортранснефть" продолжают оснащать объекты энергоэффективными осветительными приборами с использованием светодиодных технологий. Оптимизируются технологические режимы транспортировки нефти и нефтепродуктов. В 2016 году это обеспечило АО "Черномортранснефть" экономию в размере 18 миллионов рублей.
Эффективность использования тепловых энергоресурсов АО "Черномортранснефть" достигается за счет повышения КПД котельного оборудования, проведения капитального ремонта тепловых сетей с заменой теплоизоляции на более эффективную (с использованием современных материалов), применения радиаторных термостатических регуляторов, установки систем автоматического регулирования температурного режима на объектах.
Ключевая задача энергосбережения - снизить потребление топливно-энергетических ресурсов на каждую тонну перекачанной нефти. Для этого в АО "Черномортранснефть" обновляется насосный парк, идут капитальный ремонт и замена электродвигателей, ведется очистка магистральных нефтепроводов от парафинистых отложений, меняются тепловые сети и котельное оборудование. Большое внимание уделяется и использованию оптимальных режимов перекачки нефти, внедрению устройств частотного регулирования, а также ремонту и обновлению автомобильного парка, установке на транспорт систем ГЛОНАСС. Даже эти, казалось бы, далекие от энергоэффективности меры, способны сэкономить моторное топливо. И тем самым они вносят существенный вклад в решение общей задачи.
Выполнение программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности позволило предприятию примерно на 20,7 процента снизить потребление котельно-печного топлива, на 0,11 - покупной тепловой энергии, на 17,85 - моторного топлива и на 3,5 -электроэнергии, которая используется при транспортировке нефти.
Значимость этой работы обусловлена не только экономическим эффектом (снижением и консервацией тарифа на перекачку углеводородного сырья), но и экологическим, так как это помогает снизить выбросы в атмосферу после сжигания топлива, например, котельными.
Так что программа энергосбережения в "Черномортранснефти" - это не разовые меры, а целый комплекс последовательных действий в рамках политики развития компании.
Энергоэффективность - мощный дополнительный стимул для развития экономики. По оценкам экспертов, повышение энергоэффективности может дать дополнительный прирост ВВП на два-три процента. Это вопрос конкурентоспособности экономики за счет внедрения новых технологий и модернизации, а также забота об экологии. По данным Министерства энергетики РФ, за последние десять лет энергоемкость ВВП России снизилась на 33 процента. До 2020 года в стране можно уменьшить объем потребления на 20 процентов, то есть на 200 миллионов тонн условного топлива в отраслях электроэнергетики, теплоэнергетики и ЖКХ. Именно на них в совокупности приходится примерно около половины потребления энергоресурсов. Ведется и оптимизация технологических режимов транспортировки нефти и нефтепродуктов.