Новость об утверждении новой маршрутной сети буквально взорвала информационное пространство столицы Урала. Всю неделю екатеринбуржцы обсуждали ее особенности и негодовали по поводу отмены привычных маршрутов. Ведь суть нововведения в том, чтобы уйти от дублирования, сократить протяженность отдельных маршрутов. Таким образом, вместо нынешних 137 маршрутов будет только 66. При этом увеличится частота движения транспорта (каждые 5-7 минут), но и количество пересадок на пути следования тоже вырастет.
- Новая схема охватывает практически все остановки и улицы, по которым транспорт ходит сегодня. Мало того, автобусы появятся и на некоторых дополнительных участках, - говорит председатель комитета по транспорту мэрии Игорь Федотов. - Также в течение трех лет планируется реконструировать около 120 остановок: часть из них будет перенесена ближе к станциям пересадок.
Количество подвижного состава на линиях существенно сократится только для автобусов: из сегодняшнего парка в почти две тысячи машин оставят тысячу, зато самых удобных и вместительных. Из ныне задействованных 260 трамваев сохранят 255, из 193 троллейбусов - 170.
Мэрия утверждает, что необходимость нововведения продиктована федеральным законодательством, а также объективными причинами: общественный транспорт Екатеринбурга теряет 2-5 процентов пассажиров каждый год. За последние 16 лет при неизменной маршрутной сети пассажиропоток сократился в три раза: люди пересели за руль личного авто. Так, в 2000 году трамвайно-троллейбусное управление обслуживало 360 миллионов человек в год, сегодня - лишь 120 миллионов.
- 220-ФЗ поменял понимание задачи: муниципалитет заказывает перевозчику транспортную услугу для жителей города и платит за эту работу конкретную сумму. Каждый маршрут разыгрывается на конкурсе, где четко оговорено расписание и количество рейсов. Появляется стимул выполнить эту работу качественно. Ведь если автобус придет в назначенную точку с опозданием, то перевозчик лишится субсидии, - поясняет замглавы администрации города по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович.
Новая схема начнет действовать с 1 июля 2017 года. За три месяца, с апреля, начнется активная разъяснительная работа на улицах, в салонах общественного транспорта. Электронные табло на каждой остановке не обещают, но понятные таблицы с перечнем новых маршрутов и списком всех последующих остановок гарантируют.
Нерешенными остались, пожалуй, только два принципиальных вопроса. Первый из них касается выбора повременного тарифа для оплаты поездок: 45, 60 или 90 минут. Он возможен только в электронном исполнении. Для пользователей транспортных карт отсчет времени пойдет автоматически от первой транзакции, а вот пассажирам, у которых "Е-карты" нет, придется платить при каждой пересадке.
Еще один вопрос: в чей бюджет - города или перевозчика - будет поступать выручка? В первом случае придется создавать муниципальную службу кондукторов. Поэтому пока чиновники склоняются больше ко второму варианту, при этом выручка станет вычитаться из размера обещанной субсидии.