Катастрофа унесла или разделила семьи. Кто-то из обитателей поселка оставил дома детей, кто-то - других близких, а кто-то так и не проснулся вместе с остальными домочадцами. Некоторые СМИ смакуют подробности историй выживших, не вполне понимая, что за каждой из них стоят горе и боль. Их, к примеру, испытал третьеклассник, ушедший незадолго до крушения самолета в школу и узнавший о гибели родителей только по возвращении в поселок. У него больше не было дома и семьи. Сироту забрали родственники.
Трагедия не оставила равнодушными тысячи киргизстанцев. В Бишкеке, Оше и малых городах открылись пункты сбора помощи для пострадавших. Люди несли вещи, продукты питания, деньги. Уже на следующий день после крушения в поселок прибыли машины с продовольствием, собранным волонтерами. Не осталось в стороне и духовенство, как православное, так и исламское. В храмах и мечетях установили урны для сбора средств для людей, переживших катастрофу. Ряд госорганов и негосударственных организаций перечислили на нужды пострадавших однодневные зарплаты сотрудников.
Правительство взяло на себя расходы на организацию похорон жертв крушения. Столичные рестораторы предоставили пострадавшим и спасателям, работающим на месте катастрофы, горячее питание. Минздрав создал три бригады психологов для поддержки выживших и тех, чьи близкие погибли. С пострадавшими детьми работают специалисты общественного фонда "Лига защитников прав ребенка". Причем они готовы оказывать помощь и в последующие несколько месяцев. "Так долго, как пациенты будут готовы ее принимать", - утверждают в фонде.
Тем временем к расследованию причин катастрофы подключилась комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Ей предстоит выяснить, что же привело к крушению, повлекшему за собой многочисленные человеческие жертвы. Но предварительные данные пока крайне противоречивы. Киргизская сторона утверждает, что погодные условия позволяли самолету осуществить успешную посадку. Компания-владелец воздушного судна сообщает, что борт был исправен, а экипаж состоял из опытных авиаторов.
Стали ли причиной трагедии нелепая случайность, техническая неисправность, человеческий фактор или погодные условия, еще только предстоит разобраться. Однако первые выводы уже сделаны. Главный из них: селиться и жить в непосредственной близости от международного аэропорта опасно. От взлетно-посадочной полосы до поселка, принявшего на себя удар самолета, всего около километра по прямой.
Кстати
Правительство Киргизии выделит материальную помощь каждой пострадавшей семье и родным погибших в размере 70 тысяч сомов. Решение об этом принято на совещании кабинета министров. Еще по 100 тысяч сомов семьям пострадавших выделят из президентского фонда.
Разрушенные дома в поселке восстанавливать не будут. Людям, оставшимся без крова, предоставят другие участки в другом месте. По результатам расследования крушения самолета в правительстве намерены рассмотреть вопрос о сносе дач в районе международного аэропорта.