Зачем американский сибиряк начал строить на Алтае "идеальную ферму"

Про Джастаса Уолкера страна узнала два года назад, когда правительство ввело эмбарго на продукты европейских стран. Бородатый фермер из Красноярского края поддержал антисанкции, заявил, что крестьяне прокормят всю Россию, и жизнерадостно захохотал во все телеэкраны. На фоне осторожных высказываний российских сельхозпроизводителей оптимизм гражданина США впечатлил. Джастаса прозвали Веселым Молочником. Нынешней осенью он переехал в Солонешенский район Алтайского края: врачи посоветовали поменять место жительства из-за астмы.

Другая причина связана с производством: на Алтае много плодородной земли и мягче климат. В девяти километрах от села Степное Джастас начал строить "идеальную ферму". Зимовать Уолкеры собрались в большой современной юрте. Выпуск таких юрт наладила одна из сибирских компаний. Осенью же переселенцев в Солонешном приютили добрые люди.

Познакомились мы на Алтайском фестивале региональных продуктов питания "Деревня ЭКСПО". Джастас гулял по выставке в теплой клетчатой рубашке, простых серых штанах, огромных унтах, и рюкзачок за спиной. В тот день он обстоятельно рассказывал фестивальной публике о собственных предпринимательских ошибках, отвечал на вопросы корреспондента "РГ" и долго общался в ресторане со своими подписчиками в соцсетях. Говорил почти без акцента, не чурался просторечных выражений, не употреблял слов-паразитов, актерствовал, часто смеялся. Фермер без комплексов в сдержанной Сибири - большая редкость. Слушать его не переслушать.

* * *

- Я горжусь, что живу в Сибири. Необъятный сибирский край - огромнейшая надежда для всего мира. Прекрасные черноземы, неплохие погодные условия, огромные запасы пресной воды - мы должны быть на первом месте не только по количеству, но и по качеству сельскохозяйственной продукции. Это моя мечта. И самый близкий к достижению этой мечты путь - развитие семейных фермерских хозяйств. Для меня и жены Ребекки фермерство - не просто заработок, но и стиль жизни, идея. Может быть, фермерство не спасет мир, но мир точно без фермерства не спасется. Это мы, фермеры, производим экологически здоровую пищу и не истощаем землю. Это в нас есть здоровое чувство патриотизма. В моем понимании патриотизм - это готовность положить голову за свою землю. И не надо путать патриотизм с национализмом.

* * *

Для меня в фермерстве важен еще и демографический фактор. Слава богу, что в России можно обсуждать неполиткорректные темы, не боясь, что тебя закидают помидорами. В России, как и во всем западном мире, с демографией неважно. Что делать? Просить повышения размера материнского капитала? На мой взгляд, правильное решение в развитии фермерских семейных хозяйств. Люди будут жить на земле и заниматься хозяйством. В городе дети обуза, зато в фермерском хозяйстве - помощники отцу и матери.

* * *

- Мы любим критиковать окружающих. Но надо помнить, что наш главный объект критики внутри нас. Надо уметь слушать его. Поэтому я не буду критиковать министерство сельского хозяйства, расскажу о своих ошибках и заблуждениях. Я жил в небольшой деревне и владел маленькой пилорамой. Пилил доски, брус, шпалы, продавал дрова. Сводил концы с концами. Потом серьезный бизнесмен, который сказал: "Вам надо занять на рынке свою нишу". Предложил отказаться от всех этих дров и шпал и поставлять ему только бревно. А он будет гнать пиломатериал класса супер-пупер для богатых покупателей в Германии. Но наступил кризис 2008 года. Наша продукция оказалась на фиг никому не нужна. Я сделал вывод: не надо увлекаться узкой специализацией. Твой партнер пойдет на дно - и ты сам тут же прогоришь. Мой совет начинающим - производи продукцию для себе подобных. Я делал в Красноярском крае на продажу сыр и другие молочные продукты (вроде йогурта, которому поначалу многие удивлялись: "А где сахар?"). Наша семья ела все это с удовольствием, и все это успешно продавалось. "Нишевое" производство может привести к нищете.

* * *

- Для любителей экономить на всем есть одно спасение. Вы поняли, о чем я говорю? (хохочет). Китайская техника! Но скупой всегда платит дважды. Знаете, как определить ненормального? Это тот человек, который повторно делает то же самое, но ждет другого результата. Все равно, что дергать на себя дверную ручку, когда перед носом висит табличка "От себя". Я на китайские грабли наступил дважды. Кошу сено - вдруг всю машину затрясло, и раздается страшный треск! Оглядываюсь, китайская сенокосилка рассыпалась на три части. Как раз телевизионщики с "России-1" приехали: а что тут делает человек из Америки? А человек из Америки пытается собрать по всему полю разлетевшиеся запчасти. В сюжете, который сделали журналисты, смех у меня был на грани психического взрыва. Тетя Катя, лучший сварщик в нашей деревне, приварила все на место. Основательно так приварила - до конца сенокоса без сбоев отработали. Потом меня свалила астма, увезли на лечение в город. Через недельку звонят мужики, рассказывают, что сенокос закончили, а голоса грустные. "Что случилось?" - "А ты не будешь сердиться? Косилку украли". Ну что делать?.. На следующий год еду в Красноярск в ту же самую контору, торгующую косилками. И встречает меня очередной искуситель - продавец: "Не надо брать отечественную косилку! Зачем переплачивать? Смотрите, какая замечательная китайская техника! Они учли предыдущие недостатки, все узлы сделали основательно". Поддался соблазну. И знаете, что случилось на четвертый день покоса? (Джастас делает паузу - в зале дружный хохот, и рассказчик тоже начинает хохотать.). Вот дурак! Я стал вести дневник, где описывал свои неудачи, анализировал их и делал выводы. Минимум раз в год я перечитываю энциклопедию своих ошибок. И больше не делаю их.

* * *

- Три вещи ненавижу на Земле: фашизм, марксизм и документооборот. Начиная с оформления земельного участка до сертификации продукции, надо собрать кучу бумажек. Я теряюсь, когда попадаю к бюрократам в попытках получить какой-нибудь нужный документ. Есть один американский фильм: дети, когда начинают разговаривать взрослые, слышат беспрерывное нечленораздельное мычание-бормотание. Я то же самое слышу, когда пытаюсь общаться с бюрократами! Как с этим бороться? Надо знать законы, знать Земельный кодекс РФ, не лениться внимательно читать и делать выписки. Когда вы будете разбираться в законах, никакой бюрократ не страшен. В моей практике случалось, что я ловил чиновников на незнании того или иного пункта закона. Объяснял: "Извините, но так нельзя делать".

* * *

В общении тет-а-тет, без свидетелей Веселый Молочник совсем другой - спокойный, внимательный собеседник с тихим голосом и легкой улыбкой.

Джастас, недавно в США прошли президентские выборы. За кого голосовали?

Джастас Уолкер: Я не стал участвовать на этот раз.

Как обживаетесь на новом месте?

Может быть, фермерство не спасет мир, но мир точно без фермерства не спасется

Джастас Уолкер: Мне здесь очень нравится, Алтай сильно напоминает родной штат Айдахо. Главное на новом месте уже сделано: у четырех частников куплена земля - 102 гектара (от 12 до 15 тысяч рублей за гектар), проведена разметка под будущее хозяйство, решены вопросы с основными узлами жизнеобеспечения. Несколько современных сибирских юрт для житья семьи и строителей поставлены. Хочу сделать связь нормальную. С местными властями общался мало, но те, с кем уже имел дело - приятно удивили своей благожелательностью. Когда переезжаешь на новое место, и тебя нормально встречают, это здорово. В Богучанском районе у меня четыре года ушло на оформление одного участка земли.

Чем вас так зацепила Россия?

Джастас Уолкер: Здесь я могу принести пользы больше, чем в Америке. Как в религиозной сфере, так и в фермерстве. Мы с Ребеккой познакомились в Красноярском крае, она работала волонтером. Ей тоже нравится в России. У нас здесь трое дочерей родилось. Если Бог даст, будет и сын. Себя я уже считаю обрусевшим американцем. Русские и американцы похожи друг на друга, нас объединяет многое: огромные и очень красивые территории, христианская культура, любовь к родной семье. Но американцы более расчетливый, прагматичный народ, склонный все анализировать. А русские люди чаще полагаются на сердце, эмоции и на знаменитое "авось". Я не говорю, что это плохо. Но почему бы не научиться у американцев умению считать и продавать? Хотя всему подражать не стоит. В шестидесятые годы в США угробили прекрасную аграрную систему, основанную на сети фермерских хозяйств, кормивших не только свою страну, но и всю Европу, когда она воевала. Нынешняя система может жить только за счет госдотаций на бензин с соляркой и огромных вложений в химическую индустрию. России ее не следует перенимать. Мои друзья - пять-шесть обычных американских семей - говорят, что хотят продать дома и бизнес и приехать в Россию заниматься фермерством. Даже несмотря на то, что отношения между нашими странами сейчас неважные. И я молюсь за благосостояние и процветание России.

Кто такой Джастас Уолкер?

В Россию Джастас попал в 1994 году в 11-летнем возрасте. Родители, протестантские миссионеры, решили нести учение Христа суровым сибирякам. Шесть лет семья проповедников жила в Богучанском районе Красноярского края. Когда старший Уолкер объявил о решении вернуться домой, Джастас сказал, что никуда не поедет, ему по душе сибирское приволье, он будет не только продолжать дело родителей, но и займется бизнесом. С 2004 по 2009 год Джастас занимался лесным бизнесом. Потом увлекла идея фермерства. Джастас купил коз и коней. Первые два года преследовали неудачи. Однажды кто-то перерезал половину всего скота в хозяйстве Уолкера. Но постепенно и отношения с селянами наладились, и бизнес пошел в гору. В 2009 году он женился на американке Ребекке. Детей учат дома, считая, что школьное образование ведет к разрыву между поколениями. У Уолкера есть торговый бренд "Веселый Джастас". В Красноярском крае под этим брендом он делал козий сыр.