23.01.2017 20:54
    Поделиться

    В Санкт-Петербурге состоялась премьера мультфильма "Балерина"

    ...Парижская национальная опера, "Опера де Пари", "Гранд Опера" - одно из самых притягивающих мест в городе, который может сделать элегантным все, что угодно: от женской шляпки до живописного полотна. Золотой круглый купол, причудливые фигуры, знаменитая лестница... И сбоку, справа, в громадном здании - небольшой сувенирный магазинчик, куда посетители заходят, как в музей. И больше всего в нем притягивает парочка пуантов, стоящих на окне, и почему-то хочется их купить, и хранить, и смотреть на них время от времени, потому что они дают возможность реально прикоснуться к чему-то непостижимому, легкому и прекрасному, чего не объяснить словами - можно только почувствовать.

    Полнометражный мультипликационный фильм "Балерина", российская премьера которого состоялась на этих выходных в Санкт-Петербурге в старом здании Мариинского театра (можно представить, как это было изысканно), а в начале недели в Москве (в типичном кинотеатре большого торгового центра), выйдет в прокат уже 26 января. Сделанный совместно французскими и канадскими специалистами, продюсерами знаменитого художественного фильма "1+1", режиссерами Эриком Саммером и Эриком Уоринном, анимационный фильм был представлен в Европе, как новогодний подарок - 26 декабря. Главные роли в нем озвучили Эль Фаннинг (помните, она малышкой сыграла Мэри в картине Андрея Кончаловского "Щелкунчик и Крысиный король"?) и Дейн Де Хаан. В российской версии одну из главных ролей озвучила Илзе Лиепа.

    Действие происходит в 1879 году - сам театр построили лет за 10 до "описываемых событий". И атмосфера мультфильма словно перенесена из книжек Чарльза Диккенса - то ли из "Оливера Твиста", то ли из "Рождественской песни в прозе", а, может быть, из той и другой одновременно.

    Авторы нового мультфильма, к слову, дебютанты в жанре анимационного кино, одним из референсов к этой работе называли картину "Рататуй". Но, в отличие от волшебной и доброй истории о мышонке - кулинарном гении, где лихо закручен сюжет, в "Балерине" все, казалось бы, до банального просто. А - работает! Как небольшая музыкальная шкатулка - она есть в фильме. Все знаешь: как откроешь, какая музыка заиграет, как именно будет двигаться танцовщица внутри... А волнует! Как типичный мужской комплимент, который может освоить даже мальчик (в фильме это тоже есть): какое красивое у вас платье (фартук, прическа)... А действует!

    Атмосфера мультфильма словно перенесена из книжек Чарльза Диккенса

    Фильм в стомиллионный раз, многократно проторенными "дорожками" ведет нас, рассказывая историю Золушки, Кристин из "Призрака Оперы", Козетты из "Отверженных" (имя им - легион!) - девочки из приюта Фелис, которая стала солисткой в "Щелкунчике". Исполнила роль Клары на сцене парижской "Гранд Опера".

    Тут есть и "мачеха", и "злая сестрица" - соперница - Камилла Лео. И даже "Принц" в лице сразу двух поклонников маленькой танцовщицы Фелис. Один - будущий инженер, ученик Эйфеля - Виктор. Он также беспризорник, и только благодаря его практичности и умению время от времени изобретать, конечно же - крылья, Фелис сможет сбежать из приюта. Другой - мальчик из балетного класса Рудольф. Его полное имя - Рудольф-Димитриев-Станислав-Артем Ранковский-Шумский-третий, и русский след тут просматривается не в меньшей степени, чем в "Щелкунчике". Кстати, в реальности премьера балета "Щелкунчик" состоялась в декабре 1892 года именно в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И звали ли девочку-героиню Мари или Кларой - на этот счет имеются разные мнения. Но вернемся к "Балерине" - в ней есть и "добрая фея" по имени Одетта, которая превратит босоножку в настоящую танцовщицу и подарит ей хрустальные туфельки, простите, золотистые пуанты. Есть и сам балет "Лебединое озеро" - именно партию Одетты и танцует на сцене Парижской Оперы прима-балерина, когда за ней подсматривает сбежавшая из приюта малышка.

    Ничего нового, кроме разве что статуи Свободы, над которой работает… Эйфель. Да и то - ее столько раз использовали в разных американских (и не только) фильмах, что и тут она кажется привычной настолько, что даже в голову зрителям, в отличие от создателей, не приходит думать о ней в ироничном ключе. Но как же все-таки примитивно мы - зрители - устроены (или в этом - мастерство создателей "Балерины"), что с первого же кадра этот мультфильм заставляет сопереживать, тревожиться, вдохновляться и радоваться. Как и музыка Чайковского, прослушанная много раз, все равно "приподнимает" и уносит в мысленном чарующем танце.

    Секрет мультфильма "Балерина" в том, что авторы и не думают скрывать: жизнь настолько несправедлива, что сама заставляет нас верить в сказку, как в единственный выход из многих ситуаций. А то, что этот выход действительно иногда случается и бывает не реальным, что, по сути, и есть чудо, заставляет людей верить в это еще больше. Ключ к мультфильму - понятие "вера". Вера в мечту, в преображение, в то, что серьезная соперница вдруг скажет, что, по-честному, она - слабее. В то, что в последний момент главная роль все-таки попадет в руки той, которая этого больше всего заслуживает. И что даже самое обиженное и суровое сердце в состоянии растопить крепкое и искреннее объятие...

    Отличие же этой сказки от многих "золушек" в том, что маленькая девочка вовсе не стремится получить любовь прекрасного принца. Это условие необходимое, но недостаточное. Она трудится с невероятным упорством (чего стоит только сцена, когда малышка должна приземлиться в лужу, но так легко, как перышко, чтобы в стороны не разлетелись брызги) для осуществления своей мечты. При этом строгий педагог - а в балете других не существует, который прославился в свое время тем, что сделал 187 фуэте, добивается от нее того, чтобы помимо "холодной" техники в танце были и чувства. "Для чего ты танцуешь?" - задает он вопрос вслед за Одеттой. И пока Фелис не найдет ответ, не прочувствует гнев, страх, предательство, любовь и добро - ничего у нее не выйдет. Но когда к ней придут нужные слова…Авторы создавали мультфильм "Балерина" шесть лет, и одним из самых удачных решений оказалось то, что они отказались от технологии "захвата движения" в танце примы современной Парижской Оперы. Сам танец в "Балерине" - это нечто нереальное. Так не бывает: на крышах, на спинках кресел, над залом, над громадной лестницей, на куполе… Но именно этот полет фантазии и заставляет каждого из нас, и не обязательно зрителя фильма, двигаться во всех смыслах по жизни, как и произошло с малышкой Фелис.

    Поделиться